Тенденции и стратегии винной индустрии в тезисах спикеров Винной ассамблеи

ForbesСтиль жизни

Тренды, стратегии, госрегулирование

Первая Винная ассамблея, приуроченная к объявлению итогов рейтинга Top100Wines.ru, стала местом яркой и содержательной дискуссии о задачах, которые решают российские виноделы, и целях, к которым они стремятся, а также о будущем национального виноделия. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные тезисы ключевых спикеров Винной ассамблеи.

Алексей Плотников, исполнительный директор Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России

ФСРО — сообщество виноделов или квазиминистерство? Кто будет определять правила игры?

По какой-то непонятной, необъяснимой для меня причине многие воспринимают ФСРО как некий ЦК КПСС с пухлым альбомом директив, которые будут разбрасывать в регионы. Сам принцип ФСРО иной. Ее функционал сформулирован в 9-й статье Закона «О виноградарстве и виноделии». Там установлен принцип, при котором выработку дополнительных стандартов качества, требований, ограничений по технологиям производства вина и так далее осуществляют региональные комитеты и советы, которые создаются в виноградовинодельческих зонах и, при необходимости, даже в отдельных терруарах. Именно им принадлежит право формулирования этих самых дополнительных требований. Ровно по этому же принципу организовано регулирование в подавляющем большинстве винодельческих стран мира. Поэтому отвечаем на вопрос, не боимся ли мы зарегулировать отрасль: нет, не боимся, потому что мы не являемся чем-то инородным для отрасли, мы состоим из виноградарей и виноделов. На учредительном собрании за создание ФСРО проголосовали виноградари, представляющие в сумме чуть больше 62% от Федерального реестра виноградных насаждений. Мы находимся внутри отрасли, мы не собираемся регулировать ее как-то извне, в отрыве от потребностей. В состав учредителей вошло 109 компаний, которые представляют все без исключения винодельческие регионы страны.

О судьбе уже существующих ЗГУ и ЗНМП: будут ли они пересматриваться?

В категориях «будут — не будут» ответить довольно просто. С очень большой вероятностью будут. Но, во-первых, инициатором такого движения должны быть сами регионы и сами виноделы. Во-вторых, процесс этот совершенно точно не будет носить массового характера, это будет индивидуальная работа с каждой конкретной зоной. Здесь большую роль сыграет не только мнение самих виноградарей и виноделов, но и результаты всестороннего исследования качества вин. Особый упор в оценке качества российских вин планируется делать не только на сложившуюся уже богатую практику органолептических дегустаций в числе региональных дегустационных комиссий, центральной дегустационной комиссии, которую еще предстоит создать, но и на средства объективного лабораторного анализа. Чтобы хотя бы физико-химические параметры вин, производимых в одном регионе, держать в том диапазоне значений, которые согласуют сами виноделы, договорившись, что вот этот диапазон — это и есть наше ЗГУ. Поэтому это совершенно плановая, системная работа, и ее направлением и целью будет рост качества.

Зачем государство поддерживает виноделие?

У этого вопроса есть и экономический, и культурологический, и политический аспекты. Если говорить об экономике, мы можем посмотреть на статистику, какими площадями виноградных насаждений обладала наша страна в советское время, и понять, что потенциал роста у нас есть. И если через 5–10 лет среднестатистический обыватель нашей страны сможет с легкостью назвать два-три своих любимых сорта винограда, вино из которых он предпочитает, это будет совершенно другая страна.

Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России

Стала ли Россия винодельческой державой?

Я очень хорошо помню, как лет 15 назад я говорил про российское вино, а на меня смотрели удивленно, смеялись, показывали пальцем. Теперь же мы имеем полное право называться винодельческой державой. Мы, как и положено серьезным винодельческим державам, имеем закон о винограде и вине, государственные органы стали уделять этой отрасли достаточно много внимания. И, что самое главное, в отрасль пошли инвестиции. Ежегодный размер государственных субсидий — 2,4 млрд рублей. Плюс еще компенсация ставки по кредитам, деньги, которые идут по программе мелиорации. На круг получится 3 млрд рублей. Но если взглянуть, сколько сегодня бизнес вкладывает в эту отрасль, то получим цифру не менее 20 млрд рублей. Конечно, мы все мечтаем, чтобы вкладывали в разы больше. Вот тогда все закипит. И я абсолютно уверен в перспективах отрасли. Потому что страны с более разнообразными природными условиями, чем Россия, с точки зрения вина в мире нет, если только Соединенные Штаты. Остальные страны очень «специализированные». Не успело солнышко взойти, климат на полградуса изменился, уже во Франции, в Испании кричат: караул, наш виноград весь высох. А в России при любом изменении климата можно переместить зону выращивания винограда в ту или другую сторону. Если посмотреть на Европу, там малейшие заморозки весной — и все, урожая нет. А мы в России выращиваем укрывной виноград в зонах, где зимой бывает минус 28–30 градусов.

Мы к этому привыкли. Наши природно-климатические условия, людские ресурсы, традиции, опыт, знания позволяют производить вина любого стиля, практически повторяя большинство винодельческих регионов мира, при этом имея свои отличительные особенности. И финансовый момент. Если взять один гектар земли, то количество налогов, которое получает государство от виноградника, во много раз превышает количество налогов с любой другой культуры. Поэтому государству это просто выгодно.

И конечно, вино — это часть культуры. Россия должна сохранять и этот кусочек своей культуры. Россия — шестая страна в мире по объему потребления вина, но в то же время пока еще только двенадцатая по объему производства. Если мы взглянем сейчас на полки, то поймем, что полки заняты импортом. Но мере того как мы сейчас будем высаживать все больше и больше винограда, мы будем производить все больше и больше «вина России». И это вино придет на полки, уже занятые импортом, и импорт, безусловно, не захочет эти полки освобождать. И в этом плане очень важна будет роль государства, у которого сегодня очень много рычагов. Для того чтобы побуждать государство это делать, нужен такой сильный игрок, как Федеральная саморегулируемая организация, которая сможет с государством в нужный момент договориться об использовании инструментов господдержки, с помощью которых можно сделать так, чтобы полка освободилась для российского вина. Я абсолютно уверен, что импортное вино в России будет всегда, потому что в России есть гигантский интерес к вину. Мы никогда не оголим полки, и никогда импорт не исчезнет, но соотношение импортного и отечественного будет меняться в зависимости от того, сколько мы будем закладывать виноградников и сколько будем производить российского вина.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почти пришла по нужному адресу Почти пришла по нужному адресу

Что ждет холдинг VK и какова его дальнейшая стратегия?

Forbes
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Магическая уборка Магическая уборка

Японское искусство наведения порядка дома и в жизни

kiozk originals
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Медная река Медная река

Как работает брутальный бизнес Игоря Алтушкина

Forbes
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия

Появилось доступное средство для замедления прогрессирования деменции

ТехИнсайдер
От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре

Каким был длинный и богатый маршрут русского мата

Maxim
Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках

Почему теннисисты не могут выглядеть, как облепленные логотипами гонщики

Forbes
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Культурная повестка: «Исток» Культурная повестка: «Исток»

Софья Эрнст — о своем отношении к русской культуре и традициям

Moodboard
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Неандертальцы наследили на португальских пляжах Неандертальцы наследили на португальских пляжах

Археологи обнаружили на португальском побережье отпечатки ног неандертальцев

N+1
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание» Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание»

«Прежде чем идти к психологу, почитайте чью-нибудь автобиографию»

Ведомости
«Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией «Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией

Истории женщин, которые научились жить с алопецией и помогают другим

Forbes
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки» Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки»

Самые яркие проекты модернизации «Оки»

ТехИнсайдер
На чистые волосы и не чаще раза в неделю? Как  на самом деле следует пользоваться сухим шампунем На чистые волосы и не чаще раза в неделю? Как  на самом деле следует пользоваться сухим шампунем

Как правильно использовать сухой шампунь и каков его смысл на чистых волосах?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении