В результате аварии на ТЭЦ «Норникеля» нефтепродукты растеклись по рекам

ForbesБизнес

Токсичное пятно

В результате аварии на ТЭЦ «Норильского никеля» нефтепродукты растеклись по заполярным рекам, оставив след на репутации компании.

Текст Дмитрий Яковенко

148 млрд рублей — во столько оценил Росприроднадзор ущерб природе от разлива 21 000 т дизеля на предприятии «Норильского никеля» в Арктике. Комбинату грозят беспрецедентные в российской истории экологические выплаты. Почему компания Владимира Потанина тратит на экологию больше других российских предприятий, но результат пока не заметен?

В конце мая 2020 года на одной из ТЭЦ ГМК «Норильский никель» разрушился резервуар с топливом. В тундру и реку Амбарную к северу от Норильска вытекло около 21 000 т дизеля. Через несколько дней, стоя на фоне боновых заграждений на Амбарной, основной владелец и глава «Норникеля» Владимир Потанин по видеосвязи отчитывался перед президентом Владимиром Путиным. «Выскажусь не как бизнесмен, а как человек, который за это переживает: сколько нужно, столько и потратим. Про штрафы я не могу судить — сколько насчитают, столько насчитают. Но расходы [на ликвидацию последствий аварии], я думаю, — 10 млрд [рублей] и более», — рассуждал Потанин о возмещении ущерба природе.

Штраф за аварию в итоге составил несколько сотен тысяч рублей, зато ущерб Росприроднадзор оценил в астрономические 148 млрд рублей — рекорд для России. «Норникель» с этой цифрой не согласен, оценка компании в разы меньше — 21,4 млрд рублей. Пятно нефтепродуктов растеклось не только по заполярным рекам, но оставило след и на репутации «Норникеля». После аварии Норильск посетила комиссия Совета Федерации, а спикер верхней палаты Валентина Матвиенко жестко раскритиковала руководителей ГМК, заявив, что они превратили город в трущобы.

Второй год подряд составляя рейтинг лучших работодателей России, Forbes оценивает, какую долю своей выручки крупнейшие промышленные компании тратят на экологию. «Норникель» на первом месте: за 2017–2019 годы компания потратила на охрану окружающей среды около 5% выручки. На решение каких экологических проблем идут эти деньги и почему результаты пока нельзя назвать впечатляющими?

Как Норильск стал самым грязным городом в Арктике

Сегодня Норильска могло бы и не существовать. Город начали строить в 1953 году на месте заводского поселка, зажатого между двумя заводами, запущенными во второй половине 1940-х, — медным на севере и никелевым на юге. К концу 1950-х истощилось месторождение «Норильск-1», с освоения которого началась история Норильского комбината. И советское правительство всерьез думало о том, чтобы закрыть комбинат и переселить людей из Норильска. Однако в середине 1960-х рядом с городом были открыты сразу два крупных месторождения медно-никелевых руд — Талнахское и Октябрьское. И Норильский промышленный район продолжил развиваться. В начале 1980-х в 10 км к северо-западу от Норильска был запущен третий завод — Надеждинский.

Соседство с тремя крупными заводами привело к тому, что Норильск регулярно накрывало облако выбросов — дымный факел, как его называют местные. Норильский комбинат, объединивший месторождения, добывал и перерабатывал так называемые сульфидные руды, которые представляют собой соединения серы с металлами. Отход производства — диоксид серы, из него более чем на 90% состоят выбросы над Норильском. Это опасное вещество, в атмосфере оно взаимодействует с водой и преобразуется в серную кислоту, которая возвращается на землю с дождями или переносится ветром и оседает на почве.

Диоксид серы можно улавливать в процессе производства и преобразовывать в элементарную серу, которая сама по себе является товарным продуктом или же может участвовать в создании строительных материалов или удобрений. Первые серные цеха заработали на Надеждинском и Медном заводах в 1980-х. Но по масштабам загрязнения воздуха Норильск все равно стал лидером среди промышленных центров. Например, по данным Росстата, в 1992 году в небо над Норильском от стационарных источников — иными словами, промышленных объектов — было выброшено 2,2 млн т загрязняющих веществ. На втором и третьем месте по масштабам выбросов находились Магнитогорск (538 300 т) и Череповец (521 200 т).

К 2019 году ситуация улучшилась, но незначительно. По данным «Норникеля», в 2019 году в Заполярном филиале (в него входят предприятия, расположенные рядом с Норильском) компания выбросила в воздух 1,82 млн т загрязняющих веществ, из них 1,79 млн т пришлось на диоксид серы. Это чуть меньше половины всех выбросов диоксида серы в России. По данным Greenpeace, в 2018 году совокупный объем выбросов диоксида серы в мире составил 49,7 млн т, из них 19,9 млн т обусловлено вулканической активностью, остальное — антропогенным фактором. Норильск — самая «горячая» точка на карте выбросов — 1,9 млн т. Для сравнения: на втором месте находится город Криэль в ЮАР (714 000 т диоксида серы, основной источник — угольная электрогенерация).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заклятие «Массандры» Заклятие «Массандры»

Хозяйству на Южном берегу Крыма нужна новая идеология развития

Forbes
Главные книги 2020 года — по версии писателей, критиков и публицистов Главные книги 2020 года — по версии писателей, критиков и публицистов

О литературных впечатлениях 2020 года рассказали писатели, критики и публицисты

Esquire
Вокруг да около Лувра Вокруг да около Лувра

Все, что вы хотели бы узнать о самом знаменитом музее мира, под одним переплетом

Forbes
Почему покушение на Навального касается всех нас Почему покушение на Навального касается всех нас

Те, кто по должности отвечает в России за порядок, на деле творят беззаконие

СНОБ
Не ровен час Не ровен час

Зачем нужно точно измерять время и почему рабочие невзлюбили часы

Forbes
Оторви и брось Оторви и брось

Как Ария Кулина пыталась следовать советам из отрывного календаря для женщин

Cosmopolitan
Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
Сказка без хеппи-энда: история трагического брака принцессы Дианы Сказка без хеппи-энда: история трагического брака принцессы Дианы

Непростая история принцессы Дианы — одной из самых ярких женщин XX века

Cosmopolitan
Совместный полет Совместный полет

Как владельцы «Самолета» собрали крупнейший земельный банк и провели IPO

Forbes
Кто несет ответственность за поведение маленьких детей в общественных местах Кто несет ответственность за поведение маленьких детей в общественных местах

Кто ответственен за поведение детей в обществе — родители? Дети? Окружающие?

СНОБ
Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
Русская выхухоль, живи! Русская выхухоль, живи!

Если бы выхухоль умела говорить, то воззвала бы: «О люди, люди!»

Наука и жизнь
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Каникулы без последствий Каникулы без последствий

Эксперты рассказывают, как лучше питаться в праздничные дни

Лиза
Медная река Медная река

Как работает брутальный бизнес Игоря Алтушкина

Forbes
Каверны: пустоты в дне судна, или как это работает Каверны: пустоты в дне судна, или как это работает

Вода для корабля – родная стихия. Но слишком вязкая

Популярная механика
Измерение климата Измерение климата

Какова цена «зеленой инфляции»

Forbes
Герпетологи описали новый род и вид миниатюрных роющих змей с Филиппин Герпетологи описали новый род и вид миниатюрных роющих змей с Филиппин

Герпетологи открыли новый вид очень мелких роющих змей

N+1
Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
Мухоловки скопировали выбор синиц при поиске места для гнезда Мухоловки скопировали выбор синиц при поиске места для гнезда

Выбирая место для гнезда, мухоловки-белошейки шпионят за большими синицами

N+1
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Взлет разрешен Взлет разрешен

Ученик Николая Цискаридзе, который воспарил до Спартака, Зигфрида и Щелкунчика

GQ
Gram против доллара Gram против доллара

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам закрыла проект Павла Дурова TON

Forbes
Почему мы так любим супергеройское кино Почему мы так любим супергеройское кино

Отчего нас так привлекают сюжеты про людей с суперспособностями

GQ
Язык добра Язык добра

Три глобальных движения мировых лидеров бизнеса в одной системе координат

Forbes
Тюлени Уэдделла пообщались с сородичами ультразвуком Тюлени Уэдделла пообщались с сородичами ультразвуком

Ранее считалось, что ластоногие не производят ультразвук

N+1
Нити цивилизации Нити цивилизации

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
История DeLorean: как инженер-плейбой разрушил свою автомобильную компанию — и вот уже 20 лет её пытаются возродить История DeLorean: как инженер-плейбой разрушил свою автомобильную компанию — и вот уже 20 лет её пытаются возродить

Джон Делореан руководил Pontiac, но не смог сохранить собственную компанию

VC.RU
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Истории в деталях Истории в деталях

Михаил Зыгарь – о новой книге «Все свободны» про президентские выборы 1996 года

Grazia
Открыть в приложении