Совладелец Шереметьево о работе аэропорта в кризис и спокойное время

ForbesБизнес

«Терминалы мы скоро откроем снова»

Миллиардер, совладелец и председатель совета директоров Шереметьево Александр Пономаренко о работе аэропорта в кризис и спокойное время

Текст Ирина Казьмина

Семнадцатого января 2020-го в аэропорту Шереметьево открылся новый терминал С для международных рейсов пропускной способностью 20 млн пассажиров в год. Но спустя два месяца этот терминал пришлось закрыть, а вместе с ним и терминалы D и Е. Россия полностью прекратила международное сообщение — и регулярное, и чартерное — 27 марта. «Я надеюсь, мы закрываем терминал временно и откроем, как только возобновится достаточное количество международных рейсов, — рассуждает в интервью Forbes миллиардер, совладелец и председатель совета директоров аэропорта Шереметьево Александр Пономаренко. — Я уверен, что вскоре мир справится с коронавирусом, человечество преодолеет этот кризис и вынесет очень важные уроки». TPS Avia Пономаренко (№31) и его партнеров Александра Скоробогатько (№32) и Аркадия Ротенберга (№36) выиграла конкурс на реконструкцию северной зоны государственного аэропорта Шереметьево (бывшее Шереметьево-1) осенью 2013 года. Они обязались вложить в аэропорт $860 млн собственных, не заемных денег. Вместе с другими околоаэропортовыми бизнесами это позволило им в дальнейшем получить контрольный пакет аэропорта — в 2015-м президент Владимир Путин подписал указ о консолидации активов в Шереметьево. У Росимущества осталось 30,43% объединенного аэропорта, эту долю TPS Avia может выкупить, и тогда крупнейший аэропорт страны — около 50 млн пассажиров в 2019-м — может стать полностью частным.

$82 млрд составила консолидированная выручка аэропорта Шереметьево в 2019 году

В: Авиационный бизнес пострадал от пандемии коронавируса в первую очередь. Исходя из какого сценария вы планируете дальнейшую жизнь аэропорта Шереметьево?

О: В нашем прогнозе на этот год есть два сценария. Первый предполагает возобновление международных рейсов с июля и постепенное восстановление пассажиропотока до конца текущего года. И второй, намного более сложный сценарий, в котором восстановление пассажиропотока до уровня 2019 года будет происходить значительно медленнее и займет не менее 12 месяцев, то есть не ранее чем до середины 2021 года. Мы пока только просчитываем этот вариант развития событий, но уже сейчас понятно, что при этом сценарии нам будет очень нелегко.

В: Какие действия предусмотрены первым сценарием?

О: Для поддержания сбалансированной работы аэропорта мы приняли ряд управленческих решений: временно закрыли терминалы С, D и Е, существенно сократили все непроизводственные расходы, перераспределили ресурсы, оптимизировали процессы и графики работы персонала. Часть сотрудников мы, возможно, будем переводить на четырехдневную рабочую неделю, часть — отправлять в отпуска. Все в рамках действующего законодательства. Мера в отношении сотрудников в том числе и профилактическая, в связи с защитой здоровья, для снижения риска заболевания. Но нужно это сделать без ущерба для операционной деятельности: количество рейсов и количество пассажиров сократилось, но у нас все равно достаточно большой объем операций — самолеты нужно обслуживать независимо от коэффициента заполняемости кресел.

В: При каком сценарии возможны увольнения сотрудников?

О: Это будет зависеть от многих факторов, в частности от темпов и сроков восстановления пассажиропотока и макроэкономической ситуации. Если реализуется второй сценарий, то это может привести к частичному сокращению численности сотрудников. Но мы, безусловно, будем стремиться максимально сохранить коллектив, еще больше сокращая издержки. В течение апреля–мая мы будем наблюдать за тем, как Европа будет выходить из кризиса, и в зависимости от этого корректировать наши сценарии.

В: Как долго будет восстанавливаться пассажиропоток хотя бы до значений 2019-го?

О: Два сценария, которые мы рассматриваем, я уже назвал. Сейчас сложно спрогнозировать более точно — неизвестно, когда будут открыты границы и сняты ограничения на передвижения людей по всему миру, какая будет покупательная способность населения России, как быстро будет восстанавливаться экономическая активность.

В: У вас были запланированы на этот год какие-то инвестпроекты, которые теперь приходится замораживать?

О: Наиболее масштабные проекты, связанные со строительством терминалов и межтерминального тоннеля, мы завершили. В этом году мы должны были начать проектирование мехмастерских для «Шереметьево Хэндлинг». Мехмастерские — это большой производственный комплекс, в котором будет три технологии: диагностика, техническое обслуживание и ремонт. У «Шереметьево Хэндлинг» порядка 6000 единиц техники и 7000 сотрудников. Тендер на проектирование, отработку технологии и аудит нашей техники выиграла американская компания Hall Industries. Не готов говорить в существующих обстоятельствах о сроках реализации этого проекта. У нас были программы по модернизации IT, и, безусловно, мы сейчас эти инвестиции пока заморозили. Были проекты по улучшению рабочих мест для наших сотрудников — очень важные расходы, но с ними мы также пока повременим.

Мы сейчас замораживаем все проекты в аэропорту, кроме одного. Для нас крайне важным вопросом является реконструкция, а точнее, строительство первой взлетно-посадочной полосы до зимних холодов независимо от того, когда начнется восстановление пассажиропотока.

Аэродром — это государственное имущество, которое мы взяли в концессию. Строительные работы по первой взлетно-посадочной полосе финансируются за счет инвестиционной надбавки к тарифу за взлет-посадку от авиакомпаний. С учетом того, что платежи по концессии собираются длительное время, а средства на строительство нужны сейчас, мы вынуждены были привлечь кредит в Сбербанке [6 млрд рублей]. Поэтому мы планируем все потоки денег — не только кредит, не только поступления по инвестиционной надбавке тарифа, но и доходы от других наших предприятий — направить на строительство первой полосы. В сложившейся ситуации мы, как частные акционеры, отказываемся от дивидендов. Но по акционерному соглашению с Росимуществом мы обязаны платить дивиденды в размере 25% [от чистой прибыли]. Мы хотим договориться с государством, чтобы оно пошло нам навстречу и тоже отказалось от дивидендов. Соответствующее письмо уже направлено в Росимущество.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Токсичное пятно Токсичное пятно

В результате аварии на ТЭЦ «Норникеля» нефтепродукты растеклись по рекам

Forbes
Знаменитые споры и конфликты писателей Знаменитые споры и конфликты писателей

Литературный мир — арена для самых ярых словесных баталий

Maxim
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах

Как выправить ситуацию в «проседающей» компании

РБК
Битый час Битый час

Краткая экономика турниров UFC

Forbes
В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума» В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума»

Какие темы поднимает фильм Дмитрия Давыдова «Чума»

СНОБ
Первые по праву Первые по праву

Как юридическая фирма ЕПАМ стала самой крупной фирмой в России

Forbes
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Молочные и мясные антигены сдерживают появление рака кишечника Молочные и мясные антигены сдерживают появление рака кишечника

Как пищевые антигены запускают иммунную систему кишечника

ТехИнсайдер
Большой развод Большой развод

Почему адвокат Александр Добровинский неизменно появляется на публике в бабочке

Forbes
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
Математическая погрешность Математическая погрешность

Стоит ли всегда округлять 4,97 до 5?

Forbes
Гостья из космоса Гостья из космоса

Актриса Софья Лебедева — о фантастике, свободе и страхах

OK!
Игровое пространство Игровое пространство

Бюджеты, зарплаты, призовые и трансферы киберспорта

Forbes
HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой

Замена Chevrolet Tahoe — Haval Н5: весит меньше, а стоит дешевле

4x4 Club
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство

Эти простые советы помогут тебе сделать пространство более гармоничным

VOICE
Парни с коробками Парни с коробками

Архитекторы из Москвы придумали компактные модульные комнаты для сна

Forbes
Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера

Лучшие материнские платы X99 для сборки достойного игрового ПК

CHIP
Северная надбавка Северная надбавка

Спустя пять лет Владимир Потанин вновь занял первое место в списке Forbes

Forbes
Меньше атома: как работает квантовая механика Меньше атома: как работает квантовая механика

Отрывок из книги «Сто лет недосказанности» о квантовой механике

Inc.
Вино и голуби Вино и голуби

Отец и сын Пумпянские занялись возрождением виноделия в Лангедоке

Forbes
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
Пятнадцать лет спустя Пятнадцать лет спустя

Как с момента появления издания в России изменилась страна и герои Forbes

Forbes
«Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство «Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство

Фильм «Обе две»: душевный и откровенный разговор о том, что болит у многих

Forbes
Нет такого слова Нет такого слова

Как пропадают из нашей жизни целые явления, а мы этого даже не замечаем

GQ
Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II

Как проходила панихида по Елизавете II

Правила жизни
Прачечная на замке Прачечная на замке

Как российские деньги и прибалтийские банки потеряли друг друга

Forbes
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении