Секрет гостеприимства
Олег Дерипаска создал одну из крупнейших отельных сетей в России, теперь она принадлежит его двоюродному брату.
В конце марта 2002 года милиционеры прикрыли все стихийные рынки небольшого городка Байкальск на берегу Байкала, сотрудники ФСО взяли под усиленную охрану горнолыжную трассу на горе Соболиная. Горожан по местному телевидению предупредили, что снайперы спецслужб при необходимости стреляют без предупреждения. В городе ждали президента России. Владимир Путин вместе с семьей покатался на лыжах на горе с великолепным видом на Байкал и высказался по поводу градообразующего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК), одобрив его модернизацию, в результате которой сброс сточных вод в озеро должен был прекратиться.
Спустя 10 лет, в мае 2012 года, работники ЦБК пожаловались Путину на владельца предприятия, миллиардера Олега Дерипаску. «Три года назад он бросил нас на произвол судьбы, — писали они. — Наше предприятие он презрительно называл «чемодан без ручки». Но тем не менее вытащил из этого «чемодана» все самое ценное. Например, горнолыжный курорт «Гора Соболиная», который вы посещали, продали структуре Олега Дерипаски всего за 584 000 рублей, хотя оценивался он в то время в 120 млн рублей…» Обращение не помогло. Юристы миллиардера в суде доказали законность сделки, а комбинат в 2013 году полностью прекратил работу.
Сейчас «Гора Соболиная», как и еще 40 объектов индустрии гостеприимства, принадлежит компании «ГОСТ отель менеджмент». Номерной фонд гостиниц, санаториев и пансионатов «ГОСТа» составляет 4148 номеров — это вторая крупнейшая российская отельная сеть (без учета международных). И Дерипаска уже не имеет отношения к этому бизнесу.
Австрийский Лех — один из самых популярных горнолыжных курортов Европы. Здесь можно встретить членов королевских семей и голливудских звезд. Здесь любила покататься принцесса Диана. В 2007 году Дерипаска купил в Лехе трехзвездочную гостиницу Solaria, без долгих раздумий снес ее и построил пятизвездочный отель Aurelio, в туристических гидах его называют новым ориентиром австрийской роскоши и предупреждают, что, несмотря на высокие цены, все номера, включая люкс площадью 240 кв. м за €18 000 за ночь, могут быть забронированы. Дерипаска вложил в этот проект $30 млн.
«Западные менеджеры полгода управляли Aurelio, но их работа была неэффективна, и эти объекты перевели в «ГОСТ», — рассказывает бывший гендиректор «ГОСТ отель менеджмент» Сергей Колесников. Майор ФСО после увольнения в 2000 году устроился в создающуюся службу безопасности «Русала», но через год попал под сокращение. Полгода он руководил небольшим японским рестораном на Трубной площади, а затем по приглашению своего бывшего командира по службе в ФСО стал управлять отелями «Гелиопарк», позже были отели «Промсвязьнедвижимости» братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых. В 2006-м Колесников стал совладельцем (10%) компании «Артурс отель», которая за два года ввела в эксплуатацию пять гостиниц. С партнерами он не ладил и поэтому быстро согласился на предложение одной из структур Дерипаски написать бизнес-план и разработать концепцию развития бывшей усадьбы Апраксиных в Дмитровском районе Подмосковья. В подмосковной усадьбе Апраксиных сохранился крепостной театр, флигеля для прислуги, конюшня с манежем. Когда в середине 2000-х жители села Ольгово и владельцы соседних дачных участков узнали, что хозяином усадьбы стал Олег Дерипаска, то вздохнули с облегчением. «У меня там рядом дача с 1990-х годов, я через усадьбу ходить боялась, — рассказывает заведующая отделом музея-заповедника «Дмитровский кремль» Надежда Волкова. — Тогда в парке новые русские устраивали охоту на кабанов — грандиозные пьянки со стрельбой, шашлыками и баней. А Дерипаска хотел спа-курорт сделать». По планам Колесникова на территории усадьбы должен был появиться гостинично-рекреационный комплекс с отелем на 200 номеров стоимостью $50 млн, даже по меркам тучных 2000-х это были огромные деньги. «Они привлекли реставраторов и архитекторов, которые сделали проект. Мне его показали — это был ужас: не реконструкция и не реставрация, а художественный свист», — вспоминает Волкова. Но эти амбициозные планы так и не были реализованы.