Рост от безысходности
Экономика в стагнации? Не беда — франшизам только лучше
Российский франчайзинг сильно опережает экономику страны. ВВП в 2018 году вырос всего на 2,3%, а франчайзинг почти на 20%. Количество франчайзинговых точек увеличилось за год на 20 000 и достигло 70 000. Сегодня в России около 2000 франшиз, почти на 500 больше, чем годом ранее. «За десять лет общее число франчайзи, зарегистрированных в Роспатенте, выросло более чем в 10 раз. Рост на порядок выше, чем у всей российской экономики», — отмечает Борис Нуралиев, основатель «1С», крупнейшего франчайзера в России. С чем это связано?
«Как показывает опыт развивающихся стран, в том числе и России, рост франчайзинга приходится на кризисные годы. Предприниматели сворачивают собственный убыточный бизнес и переходят на партнерский», — считает Юрий Михайличенко, вице-президент Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). Растет и число занятых: в среднем в одной франчайзинговой точке работает 15 человек, таким образом франшизы дают работу более 1 млн россиян.
Один из крупнейших сегментов, представленных во франчайзинге, — общепит. По оценкам РАФ, на него приходится около 33% франшиз. В рейтинге Forbes (сформированном, как и год назад, из трех групп по объему инвестиций) кафе и рестораны представлены только в «верхней» группе — с инвестициями от 5 млн до 25 млн рублей. Экономика как российских старожилов «Шоколадницы» и «IL Патио» («Росинтер»), так и западных новичков типа Cofix очень схожа: средняя рентабельность кафе — 10–15%, реальный срок окупаемости — от двух лет. На фоне падения покупательной способности интерес к таким франшизам снижается, хотя есть исключения. «Додо Пицца», к примеру, открыла за год 153 новые пиццерии. А «Шоколадница», у которой открылось всего 32 франшизы, а закрылось 12, сейчас корректирует франчайзинговую модель, чтобы привлечь новых партнеров.
Многие компании стремятся расширить линейку форматов, предлагая наиболее компактные и бюджетные, чтобы стать привлекательнее для потенциальных покупателей. Вернувшийся в рейтинг Burger Club, например, предлагает на выбор два варианта: франшизу для полноценного ресторана или точку на фуд-корте торгового центра, открытие которой на 1 млн рублей дешевле. Мебельные компании Mr.Doors, «Мария», «Аскона» снизили инвестиции в открытие партнерского магазина, что позволило им существенно увеличить свои сети. «Аскона» даже переместилась из первой группы инвестиций во вторую со средним объемом инвестиций 1–5 млн рублей.
Яркая тенденция — бум образовательных и развивающих франшиз. В 2019 году лидерами во всех группах рейтинга стали проекты, чья аудитория — дети и подростки. В списке семь «детских» франшиз. Рост рождаемости в России закономерно увеличил предпринимательский интерес к образовательным проектам. Стали расти продажи франшиз частных школ, детских садов, спортивных секций. В этом бизнесе дороже всего обойдется открытие билингвального детского сада Sun School: серьезно придется вложиться и в квалифицированных педагогов, и в авторские методики преподавания — итого 8–10,5 млн рублей на старте. Школа скорочтения и развития интеллекта IQ007 потребует инвестиций до 3 млн рублей.
Не теряющие популярности франшизы на детские спортшколы — одни из самых бюджетных. В среднем, чтобы открыть одну школу, потребуются инвестиции в размере 500 000 рублей, которые окупятся через полгода. В нижнюю группу рейтинга, требующую наименьших инвестиций, вошло четыре франшизы на открытие спортшкол, в сумме у них 1300 точек по всей стране.
В целом «детский» франчайзинг, по оценкам РАФ, уже занимает серьезную долю на рынке — порядка 3%, и дальше он будет только расти.
Как мы считали
Мы проанализировали несколько сотен российских компаний, продающих франшизы. Лонг-лист основан на данных порталов по франчайзингу, мнениях экспертов и базе Forbes. Отбор участников проходил с учетом двух критериев. Срок существования франшизы — не менее трех лет (запуск не позднее 2016 года). Закрытых в течение 2018 года точек должно быть не более 50% от открытых за тот же период. Данные по числу своих и партнерских точек и выручке нам предоставили сами участники. Оценивали франшизы по пяти критериям: средней годовой выручке одной точки, ROI, сроку окупаемости, рентабельности и доле мультионеров (франчайзи, владеющих двумя и более точками). В списке 30 компаний, они сгруппированы по объему инвестиций на открытие одной точки и ранжированы с учетом собранной информации. Forbes консультировался с российской ассоциацией франчайзинга с представителями ресторанной и nonfood-индустрии, сферы образовательных услуг.
Инвестиции 5–25 млн рублей
1Sun School
Образование
Запуск франшизы: 2013
Собственные/франчайзинговые точки: 2/81
Вложения: 9,3 млн руб.
Выручка/прибыль: 17,3 млн руб. / 5,9 млн руб.
В 2011 году первый детский сад Sun School основала Наталия Гладкова, не найдя подходящего учреждения для собственного сына. Спустя два года компания стала продавать франшизу, а теперь сеть насчитывает более 80 билингвальных детских садов. Франчайзер помогает своим партнерам с разработкой финансовой модели и продвижением на рынке, подбором персонала и помещения.
2Burger Club
Общепит
Запуск франшизы: 2010
Собственные/франчайзинговые точки: 15/218
Вложения: 5 млн руб.
Выручка/прибыль: 39,9 млн руб. / 5,1 млн руб.
Сеть Burger Club впервые вошла в рейтинг Forbes в 2014 году и попадала в него трижды. В 2019 году компания снова в списке самых выгодных франшиз. Размер необходимых инвестиций для партнерства с тех пор вырос с 2,7 млн рублей до 5 млн рублей. Но есть и бюджетный вариант: можно открыть небольшое заведение на фуд-корте торговых центров, это на 1 млн рублей дешевле.
3Вилгуд
Другое
Запуск франшизы: 2014
Собственные/франчайзинговые точки: 5/131
Вложения: 5 млн руб.
Выручка/прибыль: 41,8 млн руб. / 6,3 млн руб.
Сеть автосервисов открыта в Москве в 2011 году супругами Турсуновыми родом из Узбекистана. Франчайзинг появился спустя три года. Чтобы открыть автосервис с нуля, потребуется в среднем 5 млн рублей. К 2023 году Турсуновы планируют масштабировать сеть в 10 раз, до 1000 точек в России и СНГ.
4Шоколадница
Общепит
Запуск франшизы: 2008
Собственные/франчайзинговые точки: 402/109
Вложения: 7,5 млн руб.
Выручка/прибыль: 31,6 млн руб. / 5,4 млн руб.
Самая известная сеть кофеен выросла из советского кафе «Шоколадница». В конце 1990-х оно было приватизировано предпринимателем Григорием Колобовым, а возглавил проект его сын Александр. Франшизу запускали дважды и лишь в 2008-м — успешно. Пока у «Шоколадницы» больше собственных объектов, чем по франшизе, но в планах активное развитие партнерской сети.