Озоновая дыра
Почему спрос на акции Ozon во время IPO в разы превысил предложение и в итоге убыточный маркетплейс оценили в $6,2 млрд.
IPO Ozon — сделка года. Размещение прошло с огромной переподпиской, бумаги в первый день подскочили в цене на 40%. Компания привлекла $990 млн при оценке в $6,2 млрд. Ozon убыточен, но он дает инвесторам отличную возможность для выхода на рынок российского e-commerce, которому прогнозируют рост на 31–33% ежегодно, до 5,5–7,2 трлн рублей в 2024 году.
Торжества по случаю начала торгов бумагами Ozon прошли, как и полагается в коронавирусном 2020 году, большей частью виртуально. В Нью-Йорке церемонию транслировали на Таймс-сквер. На Московской бирже мероприятие прошло офлайн, но в узком кругу. На небольшой сцене на расстоянии друг от друга стояли пять человек: топ-менеджеры биржи, Ozon и его крупнейших акционеров — АФК «Система» и Baring Vostok. Все это транслировалось онлайн. Сами торги начались днем ранее. Акции компании в первые часы подскочили в цене на 30–40% на обеих площадках. Только за вечер 24 ноября на Московской бирже объем торгов бумагами Ozon превысил 10 млрд рублей. В ходе IPO Ozon привлек $990 млн, продав акции по $30 за штуку. Инвесторы оценили компанию в $6,2 млрд (с учетом всех конвертируемых займов и опционов). Книга заявок была переподписана более чем в 10 раз.
Ozon — очень везучая компания, пережившая много кризисов, отметила старший партнер Baring Vostok Елена Ивашенцева на открытии торгов на Московской бирже. Когда почти 21 год назад Baring Vostok инвестировал в Ozon, компания оценивалась в $6 млн. «И когда IPO прошло по оценке $6 млрд, кажется, что это сумасшедший успех, но это произошло спустя много лет и много сотен миллионов долларов», — отметила Ивашенцева. Почему IPO Ozon вызвало такой ажиотаж среди инвесторов?
Изначально компания объявила, что предложит на IPO 30 млн американских депозитарных акций (одна ADS — одна обыкновенная акция) по цене от $22,5 до $27,5 за бумагу. Таким образом, она могла бы получить на рынке от $675 млн до $825 млн. Саму компанию оценили для IPO в $4,5–5,5 млрд. Организаторами размещения выступили Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup, UBS, Sberbank CIB, «Ренессанс Капитал» и «ВТБ Капитал».
За день до открытия книги заявок несколько участников рынка говорили Forbes, что думают принять участие в IPO, но нужно оценить спрос. «Откроется книга заявок, и я посмотрю, как пойдет. Возможно, оформлю к пятнице [20 ноября] заявку», — сказал один из управляющих. Восемнадцатого ноября организаторы открыли книгу заявок, и спустя несколько часов про спрос все стало ясно. К середине дня организаторы уже получили заявки на весь объем IPO по верхней границе ценового коридора. По итогам первого дня объем заявок только от российских участников превысил предложение в полтора раза. Спрос был дикий, говорит еще один управляющий, все пытались любой ценой получить свою долю акций, в ход шли даже связи и