Один из крупнейших рыбопромышленников России не может получить японскую визу

ForbesБизнес

Островитянин

Почему один из крупнейших рыбопромышленников России не может получить японскую визу.

Текст Игорь Попов

Лососевая путина на Южных Курилах длится с июля по сентябрь. За это время здесь вылавливают 35 000 т рыбы

Григорий Богила работает охранником: немолодой уже человек приезжает из Волгоградской области в Москву на вахту. Когда-то у него все было иначе. Еще в начале 1990-х Богила с двумя партнерами основал на Курилах компанию «Гидрострой», которую Forbes сейчас оценивает в $900 млн. Семь лет назад Богила пытался вернуть свою долю в компании, но владелец «Гидростроя» Александр Верховский лихо отбил все его действия, и бывший партнер остался ни с чем. Верховского называют хозяином Курил, но бизнес бывшего сенатора (его полномочия в Совете Федерации истекли в октябре 2017 года) давно уже не ограничивается этими островами. В июле 2018 года структуры предпринимателя за $400 млн купили у семьи губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко Преображенскую базу тралового флота (ПБТФ), и теперь «Гидрострой» по объемам квот на вылов стал второй рыболовной компанией России.

Как небольшая фирма с острова Итуруп стала рыбопромышленным гигантом?

Остров «Гидрострой»

Двадцать второго августа 2015 года на Итуруп прилетел премьер-министр Дмитрий Медведев. После осмотра новенького аэропорта острова с населением 6000 человек глава правительства в сопровождении московских и сахалинских чиновников отправился в поселок Китовый, где был построен порт с глубоководным пирсом, морским вокзалом и современным рыбоперерабатывающим комплексом мощностью 500 т в сутки. Впечатляющих размеров объект премьер-министру представлял губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. «Современное здесь все абсолютно, — оценил Медведев. — Программу-то будем продолжать?» И тут же получил утвердительный ответ губернатора Сахалина: «Конечно!» Речь шла о финансировании Курил из федерального бюджета. Стоящий за их спинами сенатор Верховский на этот диалог никак не отреагировал, хотя именно его бизнес крепко связан с освоением бюджетных средств. По Федеральной целевой программе (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007–2015 годы» было выделено 20 млрд рублей. За 12 дней до поездки на Итуруп, 10 августа 2015-го, Медведев утвердил новую ФЦП развития Курил на 2016–2025 годы с объемов финансирования 70 млрд рублей (в октябре 2017 года сумма была увеличена до 80,9 млрд рублей).

Кортеж Дмитрия Медведева передвигался по Итурупу по дорогам и мостам, построенным «Гидростроем» Верховского. И куда бы ни приехал премьер для осмотра новых объектов — в аэропорт, школу, детский сад, больницу, культурно-спортивный центр, на геотермальную электростанцию, пожарную станцию, — все это тоже возвел «Гидрострой». Из всех выделенных на развитие Курил бюджетных средств компании Александра Верховского, по самым скромным оценкам, освоили четверть.

«На Курилах очень сложно провести черту, где государственный интерес, а где частный, на островах все может развиваться только в партнерстве, — считает Александр Савельев, руководитель Информационного агентства по рыболовству. — Строительство и обслуживание дорог — это «Гидрострой», порт — «Гидрострой», строительство аэропорта — «Гидрострой», гостиницы — «Гидрострой». Кого-то, может быть, и душит зависть, однако почему компания должна строить все это исключительно на собственные деньги? Это как раз яркий пример частно-государственного партнерства».

Площадку для проведения Всероссийского молодежного форума «Итуруп» тоже готовили строители «Гидростроя». «Первый раз я сюда попал совсем недавно, здесь все выглядело иначе, — делился с молодежью Дмитрий Медведев. — Чтобы вы понимали: здесь не было ни километра асфальтовых дорог. Рассчитываю, что хотя бы часть из вас вернется сюда работать». В тот же день МИД Японии в связи с визитом Медведева на Итуруп заявил российскому послу официальный протест. «Этот поступок ранит чувства жителей Японии, которые хотят возвращения этих территорий», — прокомментировали в японском МИДе. Япония считает острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хобомаи своими и ставит их возвращение главным условием заключения мирного договора с Россией.

В начале 1990-х годов по инициативе Японии была запущена программа безвизовых обменов японских граждан и жителей Курильских островов, что должно было создать условия для возврата спорных территорий. В составе организованных групп японцы посещали на Курилах могилы предков, а россияне знакомились с благами развитой экономики и получали гуманитарную помощь. На Итурупе, например, японцы построили электростанцию, поликлинику. По замыслу японцев, русское население островов должно было прийти к пониманию, что будущее у Курил есть только в составе Японии.

В 1998 году Борис Ельцин отправил на Курилы своего пресс-секретаря Сергея Ястржембского успокоить островитян, встревоженных слухами о скором возврате островов Японии. «Я оказался на Курилах впервые и был буквально сражен увиденным — жизнь на островах еле теплилась, — описывал Ястржембский свою поездку. — На Итурупе повсюду были видны знаки беды: заколоченные окна брошенных домов, ржавые каркасы отслуживших свое рыболовецких траулеров, плохо одетые люди. Островитяне на всех встречах просили, требовали, заклинали федеральный центр дать им только одно — подъемные деньги, чтобы навсегда покинуть Курилы».

Исполнительный директор Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Игорь Карпман с 2001 по 2006 год возглавлял Курильский городской округ. Он вспоминает, что японцы были в то время очень активы. «Японцы нас буквально засыпали печатными материалами, говорили о совместном проживании и развитии, а конкретно когда спрашиваешь, то узнаешь, что у них в планах свои органы власти, бюджет, клиники только для японцев, даже парикмахерские свои — только для японцев», — рассказывает он.

В итоге небольшую поликлинику для жителей Итурупа японцы все же соорудили, говорит Карпман, а полноценную больницу из пяти корпусов на средства федеральной целевой программы в 2009 году построил «Гидрострой». Создание «Гидростроем» транспортной инфраструктуры и строительство социальных объектов на Курилах якобы стало причиной, по которой Верховскому было отказано в получении японской визы. «Именно из-за «Гидростроя» люди укрепляются во мнении, что на Итурупе можно жить и работать», — говорит один из его знакомых.

Александр Верховский (справа) и генеральный директор «Гидростроя» Юрий Светликов

Первое партнерство

История «Гидростроя» началась в 1991 году со встречи Григория Богилы, Александра Верховского и Сергея Грязнова. Богила с 1984 года руководил на Итурупе муниципальной акционерной фирмой и был депутатом районного совета, а к началу 1990-х у него уже были самые крупные рыболовецкие участки на острове. Верховский — военный строитель — служил на Итурупе с 1984 по 1989 год, потом его перевели в Ленинград, где в 1991 году он уволился из армии в звании подполковника и почти сразу же вернулся на остров. У Грязнова был небольшой бизнес в Курильске — главном населенном пункте Итурупа. Верховский и Грязнов предложили Богиле совместно развивать рыболовецкое предприятие, и он согласился.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Amazon выходит из берегов Amazon выходит из берегов

Как Джефф Безос хотел сделать самый большой в мире книжный магазин

Forbes
Отношения с женатым: в чем опасность? Отношения с женатым: в чем опасность?

Разбираемся, почему женщины соглашаются на роль второго плана

Psychologies
Дорогие нероссияне Дорогие нероссияне

Второе гражданство есть как минимум у 35 участников рейтинга Forbes

Forbes
Опора на своих Опора на своих

Рынок туризма Германии развивается за счет собственных путешественников

РБК
Кризис ожиданий Кризис ожиданий

Повышение пенсионного возраста в России поддержало больше людей, чем в Германии

Forbes
Большая энциклопедия джентльмена Большая энциклопедия джентльмена

Как вести себя в театре, музее и на красной дорожке

GQ
Токсичность на миллиард Токсичность на миллиард

Санкции вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

Forbes
От Салтыковой до Бузовой: российские звезды, раздевшиеся для Playboy От Салтыковой до Бузовой: российские звезды, раздевшиеся для Playboy

Звезды, появлявшихся на обложках за всю 23-летнюю историю российского Playboy

Playboy
Лабораторная работа Лабораторная работа

Алексей Ремез строит бизнес на цифровой диагностике онкологических заболеваний

Forbes
«Очень рискованная игра». США пригрозили санкциями за «Северный поток-2» «Очень рискованная игра». США пригрозили санкциями за «Северный поток-2»

США ужесточит санкции в случае ввода в строй газопровода «Северный поток-2»

Forbes
Инструмент капиталиста Инструмент капиталиста

Как производитель болтов и шарниров превращается в технологического гиганта

Forbes
Как быстро привести себя в форму. Часть 6. Как быстро привести себя в форму. Часть 6.

Эксперимент на живом редакторе MAXIM продолжается

Maxim
Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
Вечный огонь: 25 фактов о легендарных зажигалках Zippo Вечный огонь: 25 фактов о легендарных зажигалках Zippo

О зажигалке Zippo, история которой проста и удивительна одновременно

Maxim
О птицах и людях О птицах и людях

Что делать, если животные отказываются жить по правилам, введенным человеком

Forbes
Региональная сенсация. Выборы вскрыли социальную язву Региональная сенсация. Выборы вскрыли социальную язву

Президентские назначенцы столкнулись с тем, что заняли только второе место

Forbes
Золотые горы Золотые горы

Как работает казино в новой игорной зоне «Красная Поляна»

Forbes
В постели с врагом. Зачем компаниям делиться технологиями и кадрами В постели с врагом. Зачем компаниям делиться технологиями и кадрами

Обмен опытом между компаниями приобретает все большую актуальность

Forbes
Сестры и братья вайнеры Сестры и братья вайнеры

Блогеры зарабатывают миллионы на рекламе в Instagram

Forbes
Вечная любовь Вечная любовь

Любовь Аксёнова о любви к себе и богинях, которые живут в каждой женщине

OK!
Человек и ледокол Человек и ледокол

Зачем Олегу Тинькову яхта, способная плавать в Антарктике

Forbes
Пятьдесят оттенков серого искусства: как отличать подделки Пятьдесят оттенков серого искусства: как отличать подделки

Не все то подделка, что не стопроцентный оригинал

Forbes
Большая свалка Большая свалка

Кто только не борется за вывоз, сортировку и утилизацию отходов россиян

Forbes
Burn Residency назвал победителя восьмого сезона культового конкурса диджеев Burn Residency назвал победителя восьмого сезона культового конкурса диджеев

Конкурс для молодых электронных музыкантов подвел итоги восьмого сезона проекта

Cosmopolitan
15 мыслей Мартина Иванова 15 мыслей Мартина Иванова

Мартин Иванов о деньгах и разбитых автомобилях

GQ
Отель The Capitol Kempinski Hotel Singapore принимает первых гостей Отель The Capitol Kempinski Hotel Singapore принимает первых гостей

Отель The Capitol Kempinski Hotel Singapore

Cosmopolitan
Война и мяч: история необычного матча между солдатами враждующих армий Война и мяч: история необычного матча между солдатами враждующих армий

Ипрская дуга стала местом первого применения боевых отравляющих веществ

Maxim
Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа» Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа»

«Победа-Спорт», забытая легенда кольцевых гонок

Maxim
«Рок — это бегать по крышам в 44 года» «Рок — это бегать по крышам в 44 года»

В этом году группа «Ночные снайперы» отмечает юбилей — 25 лет со дня основания

OK!
Форма воды. Водородное топливо будет дешевле бензина Форма воды. Водородное топливо будет дешевле бензина

Форма воды. Водородное топливо будет дешевле бензина

Forbes
Открыть в приложении