Номер первый
Что вывело Алексея Мордашова на вершину списка Forbes.
Список богатейших предпринимателей России в этом году впервые возглавил владелец «Северстали» с состоянием $29,1 млрд. Его металлургический бизнес за год подорожал почти в два раза, но при этом стоимость непрофильных активов превысила капитализацию «Северстали». Как такое стало возможным?
По словам миллиардера, портфель его бизнеса «выстроился стихийно, без четкой инвестиционной стратегии». В 1999 году Сергей Разумов, директор торгового дома «Эллит», занимавшегося экспортом металлопроката «Северстали», обсуждая с Алексеем Мордашовым обычный бизнес, поделился с ним своей идеей создания продуктового онлайн-магазина с доставкой заказов. Далекая от металлургии тема неожиданно заинтересовала Мордашова, и он решил стать инвестором будущего интернет-ретейлера «Утконос». Как он признавался позже, пошел на это просто «как друг». За «Утконосом» последовала череда приобретений и созданий других непрофильных активов: золотодобывающих, туристических, образовательных, медицинских компаний, сетевой розницы.
Стоимость активов Алексея Мордашова в 2021 году
От Америки до Африки
«Если концепция работает, она станет приносить доход, и тогда можно будет брать кредиты и строить глобальные планы. Например, Америку завоевывать», — рассуждал о планах развития онлайн-магазина Алексей Мордашов в начале 2002 года, когда «Утконос» только вышел на рынок с четырьмя пилотными точками в подмосковном Зеленограде. На самом деле в Америку собиралась сама «Северсталь». Вскоре предприятие объявило, что покупает обанкротившуюся фирму Rouge Industries в Мичигане, через которую собирается первой из российских металлургических компаний выйти на американский рынок автомобильного листа.
Встречаясь в мае 2006 года с президентом Владимиром Путиным, Мордашов с удовольствием отчитывался, что «это часть нашей группы, которая выплавляет сталь за рубежом: два миллиона тонн [только] в США». Покупки американских предприятий следовали одна за другой. В мае 2008 года была приобретена Sparrows Point, в июле — WCI Steel.
Еще в том же 2006 году «Северсталь» объявила о предстоящем слиянии с зарегистрированной в Люксембурге фирмой Arcelor (вторым в мире производителем стали), в результате которого Мордашов мог получить до 38,5% объединенной компании. Если бы все сложилось, он мог претендовать в будущем на контроль. Но одновременно на Arcelor претендовал владелец индийской Mittal Steel Лакшми Миттал. В напряженной торговле за актив Мордашов проиграл. В итоге в 2006 году появилась ArcelorMittal, капитализация которой сейчас почти вдвое выше, чем у «Северстали».
Американская экспансия также закончилась провалом: в 2011 году «Северсталь» продала три свои металлургические компании в США в 10 раз дешевле, чем покупала. В 2014 году Мордашов избавился от двух последних заводов в Америке. Тогда он рассказывал, что видит перспективу «там, где растущие рынки... где есть возможность производить с наиболее низкими издержками». В тот момент наиболее привлекательным регионом он называл Россию. История с Arcelor почти зеркально отразилась в золотодобывающем бизнесе Алексея Мордашова, в который он пришел в начале 2007 года, купив у ИК «Атон» долю ирландской Celtic Resources с ее рудниками золота, молибдена и меди в России и Казахстане. «Северсталь» в то время хотела закрыть свои потребности в молибдене для производства стали и чугуна, но, как оказалось, золотодобыча очень хороша и как самостоятельный бизнес. В 2008 году компания приобрела золотодобывающие рудники в Бурятии, Казахстане, права на разработку месторождения в Буркина-Фасо.