Мода на натуральное
Национальный бренд питьевой воды, греческие йогурты и удобрения для «счастливых» растений — бренды, которые стали заметны на рынке за год.
Бренд — это цельная концепция, стоящая за продуктом. «Актуальный тренд — мощный аргумент для потребителя, вот только брендам не всегда удается угнаться за ним», — говорит Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF, сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР).
Большинство брендов в нашем новом списке делают ставку на здоровое питание или натуральность состава. Как замечает руководитель группы по работе с клиентами «Nielsen Россия» Владислав Андреев, тренд на здоровый образ жизни сохраняется на рынке. В этом контексте чистая вода становится необходимым товаром для потребителя, на нее приходится 40% продаж в категории безалкогольных напитков. В этом году в наш рейтинг попало два бренда питьевой воды, и, хотя оба делают ставку на натуральность происхождения и полезные свойства, их создатели придумали, как выделиться на полке. Бренд-победитель «Слово мясника» делает акцент в своем позиционировании на доверии к производителю и продвигает идею того, что «мясо должно производиться по правилам». О натуральности задумываются и производители алкоголя. Оба водочных бренда, которые попали в наш рейтинг, говорят о ней в названии. В том же тренде и производители косметики, и даже бренд удобрений для сада и огорода. «Мода бывает скоротечной, а на запуск бренда требуется время. Поэтому тренды здоровья, натуральности и экологии порой живут в параллельных пространствах с торговыми марками, с опозданием говорящими об этом, — говорит Алексей Андреев. — Но самым талантливым иногда удается «совпасть», и тогда получается настоящий бренд».
Методика
На начало 2017 года, по подсчетам «Первой патентной компании», в России действовало свыше 370 090 регистраций товарных знаков и знаков обслуживания. Только в 2016-м «Роспатент» зарегистрировал 55 191 новинку, среди них 28 898 — на имя российских заявителей, это на 28,23% больше, чем в прошлом году.
Мы составляли лонг-лист марок упакованных товаров, изучая презентации новинок на маркетинговых сайтах. По условиям отбора бренд должен быть российским, существовать не менее года и не быть ребрендингом уже существующего. 10 экспертов оценили 31 товар в 12 категориях, продукты под этими марками появились в продаже в 2016 году. Отдельно по шкале от 0 до 5 оценивались концепция и айдентика (логотип, фирменный стиль, дизайн упаковки), эксперты не могли голосовать за «свои» бренды. Оценки суммировались и выводился средний балл, он определил место в рейтинге. Рейтинг составлялся до окончания календарного года, указанная выручка — прогноз самих компаний или оценка Forbes на основании данных о продаже в натуральном выражении. Но все же это не рейтинг в привычном понимании: мы не сравниваем проекты по финансовым и другим объективным показателям. Наш список — демонстрация не доходов, а творческих подходов. А это дело вкуса.
В голосовании участвовали: представители брендинговых агентств Алексей Андреев (Depot WPF), Андрей Горнов (Getbrand), Илья Лазученков («Пленум»), Владимир Лифанов («Супрематика»). Все названные эксперты из Москвы. Елена Юферева (Brandson, Петербург), Владимир Федосеев (Otvetdesign, Петербург), Владимир Жолобов (Z&G. Branding, Екатеринбург), Денис Деменко (VarioBrands, Воронеж). А также Антон Буланов, директор по маркетингу и коммуникациям Invitro, Ольга Мачильская, директор по маркетингу Hasbro Russia (оба эксперта из Москвы).
Forbes благодарит за помощь Екатерину Воскобойникову (PR-студия Rodnya, Ассоциация брендинговых компаний России, АБКР).
1Слово мясника
Владелец: Русагро
Запуск: февраль 2016
Выручка: 1,31 млрд руб
Агропромышленный холдинг «Русагро» запустил бренд продуктов из свинины «Слово мясника», чтобы выйти на розничный рынок полуфабрикатов. До этого компания поставляла свинину только на B2B-рынки. По словам директора по маркетингу мясного подразделения ГК «Русагро» Гульнары Талиповой, перед запуском компания провела исследование: «Мы изучали привычки и установки, барьеры в отношении мяса. Именно доверие к производителю и продавцу было оценено как наиболее сильное. Отсюда и название «Слово мясника». Разработкой бренда и поиском территории позиционирования занималось агентство Depot WPF. В качестве основы для логотипа маркетологи предложили щит, а на каждую упаковку с продуктом поместили личную подпись главного технолога «Русагро» и фотографии мясников, стилизованные под ретро. По итогам 2017 года компания планирует продать более 6000 т продукции под брендом «Слово мясника», она представлена в сетях X5 Retail Group, «Ашане», Metro, «Магните» и др.