Много больше
Как изменился бизнес футбольных топ-клубов за последние пять лет
Правила финансового фейр-плей, введенные УЕФА в 2011-м, серьезно трансформировали футбольный бизнес. В сезоне 2016/2017 только два клуба из топ-20 — итальянские «Рома» и «Милан» — показали операционный убыток. Для сравнения: в рейтинге Forbes за сезон 2002/2003 семь из 20 команд заработали меньше, чем потратили, общая сумма убытков тогда составила $244 млн. Благодаря растущим доходам от спонсоров и телевидения с каждым годом увеличивается и стоимость клубов. Но только три футбольные команды — «Манчестер Юнайтед», «Реал» и «Барселона» — попадают в топ-10 самых дорогих спортивных клубов. Ситуация может измениться, если немецким клубам разрешат привлекать иностранных инвесторов, это ускорит бизнес-рост бундеслиги.
10 самых доходных футбольных клубов
Выручка, $ млн
Манчестер Юнайтед — 737
Реал — 735
Барселона — 706
Бавария — 640
Манчестер Сити — 575
Арсенал — 531
ПСЖ — 529
Челси — 466
Ливерпуль — 462
Ювентус — 442
10 Самых прибыльных футбольных клубов
Операционная прибыль, $ млн
Манчестер Юнайтед — 254
Арсенал — 178
Тоттенхэм — 141
Манчестер Сити — 133
Лестер — 112
Барселона — 111
Бавария — 105
Боруссия (Дортмунд) — 95
Реал — 94
Ливерпуль — 93
Динамика финансовых показателей топ-20 футбольных клубов
Средняя выручка, $ млн | Средняя операционная прибыль, $ млн | Средняя стоимость, $ млрд | |
---|---|---|---|
2018 | 428 | 84 | 1,69 |
2017 | 408,6 | 73,5 | 1,48 |
2016 | 396,6 | 67 | 1,44 |
2015 | 417,5 | 70,6 | 1,16 |
2014 | 350,3 | 63,2 | 1,05 |
10 самых дорогих футбольных клубов
В сезоне 2016/2017 «Манчестер Юнайтед» выиграл два трофея — Лигу Европы и Кубок английской лиги — и показал максимальную выручку среди футбольных клубов ($737 млн), сумма операционной прибыли ($254 млн) превысила аналогичные показатели остальных команд почти на 50%.
С 2000 года доход «Реала» растет в среднем на 11% в год благодаря впечатляющим успехам в Лиге чемпионов (6 титулов с начала века). В сентябре 2017-го клуб обновил спонсорский контракт с Emirates до конца сезона 2020/2021 — за логотип на футболке «Реала» авиакомпания из Дубая заплатит $84 млн в год.
Весной 2018-го местные власти одобрили проект масштабной (на $650 млн) реконструкции домашнего стадиона «Барселоны» «Камп Ноу» и прилегающих к нему территорий. Новая арена станет важным драйвером бизнес-роста для клуба, который только на сделках по экипировке и стадиону получает $247 млн в год.
В сезоне 2016/2017 клуб из Мюнхена заработал на спонсорстве, мерчандайзинге и рекламе $374 млн — больше, чем любая другая футбольная команда. Однако пока «Баварии» (да и бундеслиге в целом) не хватает силы бренда, чтобы опередить по общей выручке суперклубы вроде «Реала» и «Барсы».
По итогам сезона 2016/2017 телеправа принесли «Сити» доход $258 млн — это лучший показатель в Английской премьер-лиге, которая собирает с телекомпаний $4,28 млрд в год. Весной 2018-го команда Пепа Гвардиолы выиграла чемпионат, добавив в резюме клуба третий титул за 7 лет.
В феврале «Арсенал» продлил «форменный» рекламный контракт с Fly Emirates: до конца сезона 2023/2024 компания заплатит около $250 млн. Еще $10 млн будет приносить клубу соглашение с туристическим офисом Руанды, слоган Visit Rwanda появится на левом рукаве игровых футболок с сезона 2018/2019.
Весной 2018-го «Челси» заморозил проект дорогостоящей (около £1 млрд) реновации стадиона «Стэмфорд Бридж», согласованный с властями в 2017 году. «В связи с неблагоприятным инвестиционным климатом», — объяснил решение официальный сайт клуба.
Доходы «Ливерпуля» почти удвоились с 2010 года. За сезон 2016/2017 операционная прибыль выросла более чем в три раза, и в итоге за год оценочная стоимость клуба поднялась на 30%. Открытие обновленной главной трибуны «Энфилда» увеличило доход стадиона от матчевых дней на 21%.
В финале Лиги чемпионов 2016/2017 «Ювентус» уступил «Реалу», однако заработал на участии в турнире больше всех — $120 млн. Остальные итальянские команды вылетели на ранних стадиях, и большая часть маркетингового бюджета, причитающегося Италии, досталась «Юве».
Благодаря участию в Лиге чемпионов в сезоне 2016/2017 «Тоттенхэм» увеличил свои теледоходы до $245 млн. Закрыв в мае 2017-го домашний стадион «Уайт Харт Лейн» на реконструкцию (цена проекта $1 млрд), команда временно перебралась на 90-тысячный «Уэмбли» — это наверняка увеличит matchday-выручку.
Фото Getty Images