Основатель «РЕСО-Гарантия» своим главным делом считает кинематограф

ForbesБизнес

Киногарантия

Сергей Саркисов построил одну из крупнейших в России страховых компаний, но сегодня своим главным делом считает кинематограф.

Текст Анастасия Ляликова

Синий — любимый цвет основателя страховой компании «РЕСО-Гарантия». По этому цвету легко узнать дом бизнесмена на Спиридоновке

Майское солнце мягко освещает проселочную дорогу, поблескивая на трехлучевой звезде фашистского «мерседеса», уезжающего из побежденного русскими Берлина. «Чего еще ждать от диких скифов!» — раздраженно бросает генерал фон Вартенслебен, насильно высаженный из автомобиля советским майором.

В офицере вермахта внимательный зритель узнает участника списка Forbes Сергея Саркисова, состояние которого оценивается в $850 млн. Это кадр из его кинокартины «На Париж!», где бизнесмен выступил в роли режиссера и сопродюсера. Военная комедия стала его первым полным метром.

Кинематограф, о котором Саркисов рассказывает в интервью Forbes с большим энтузиазмом, пока не приносит ему прибыли. Основным источником благосостояния бизнесмена и его семьи по-прежнему остается «РЕСО-Гарантия», крупнейшая частная страховая компания России по прибыли и капиталу. Forbes выяснил, как Сергей Саркисов создал компанию с 30-летней историей и почему переключился с финансов на кино.

Зажигательное фламенко

В отличие от многих бизнесменов 1990-х Сергей Саркисов сразу строил свой бизнес «по специальности». Страховую компанию РЕСО он зарегистрировал и возглавил в ноябре 1991 года, через три месяца после августовского путча, и с тех пор остается ее основным идейным вдохновителем. К тому моменту у молодого предпринимателя уже был 10-летний опыт работы в сфере страхования — в 1981-м, окончив МГИМО, Саркисов устроился по рекомендации в «Ингосстрах», одну из двух страховых компаний-монополистов СССР, работавшую за рубежом. В то время «Ингосстрах» возглавлял Леонид Богданов, отец его близкого друга и сокурсника Александра Богданова, который позже уехал в Америку и стал инвестбанкиром. Богданов хотел бы взять на работу своего сына, но в «Ингосстрахе» семейственность не допускалась, поэтому пригласил его друга. Отец Саркисова в свою очередь устроил сына Богданова в Алмазювелирэкспорт.

В 1987 году Саркисов уехал на Кубу, сначала руководил там представительством «Ингосстраха», а затем стал главным по всей Латинской Америке. Направление было выбрано неслучайно — в детстве он жил на Кубе с родителями, там же родился его младший брат Николай, испанский был для него первым иностранным языком в институте.

В 1990 году вице-президентом «Ингосстраха» стал Владимир Кругляк, с которым Саркисов уже не раз пересекался по работе. Коллеге было известно про планы выхода на российский рынок испанской страховой компании Iberia, и он познакомил Саркисова с ее владельцем Энрике Бернатом, также основателем компании Chupa Chups. Государственный «Ингосстрах» в то время не мог предложить ничего подходящего иностранцам, но можно было создать совместное предприятие с одним из первых в России коммерческих банков — Автобанком. После приватизации «Ингосстраха» банк и страховая компания стали акционерами друг друга.

Саркисову предложили возглавить СП и пообещали опцион на 30% долей. Iberia внесла в капитал синюю BMW стоимостью $52 000, Автобанк — деньги. Когда Саркисову потребовался дополнительный капитал, он вложил в компанию свои средства — $10 000, в том числе вырученные от продажи норковой шубы жены. Бизнесмен не просто говорил с испанцами на их родном языке, у него с ними был и общий «бизнес-язык». «У Берната было пятеро детей, но меня он называл любимым сыном», — с гордостью вспоминает Саркисов.

Реализовать опцион Саркисову не удалось: компании нужно было срочно наращивать капитал, и она начала привлекать новых акционеров. В их число вошли практически все крупнейшие на тот момент банки страны. Саркисов вспоминает, как на совет директоров РЕСО в 1994 году в штаб-квартире Iberia в Барселоне, в знаменитом Casa Batlló Гауди, собрались президенты банков: Сбербанка — Олег Яшин, Автобанка — Наталья Раевская, Агропромбанка — Юрий Трушин, «Возрождения» — Дмитрий Орлов, а также президент «Ингосстраха» Владимир Кругляк. «Тогда шутили: если с нашим самолетом чтото случится, половины банковской системы России просто не станет», — говорит Саркисов.

К этому моменту компания уже называлась не просто РЕСО, а «РЕСО-Гарантия» — название придумал соратник Саркисова Нельсон Айрапетян. В 1993 году он покинул компанию, по словам Саркисова, они «не сошлись в стратегическом видении будущего компании». На место Айрапетяна бизнесмен пригласил своего младшего брата Николая. Тот успел уже поработать в Промсырьеимпорте и создал свою компанию по торговле строительным оборудованием. «Он блестящий продавец», — объясняет Сергей Саркисов. Николай Саркисов занялся в «РЕСО-Гарантии» привлечением корпоративных клиентов и работой с VIP-клиентами.

Сергей сделал брата равноправным партнером. Равноценен ли вклад братьев в успех бизнеса РЕСО? «Я старший», — уклончиво отвечает Сергей. Знакомый Саркисовых считает: «Все, что есть в РЕСО, придумал Сергей. Брата просто нужно было куда-то пристроить».

Первую статуэтку «Эмми» Сергей Саркисов получил в 2020 году за документальный фильм «Ненависть среди нас»

За альянсом альянс

«РЕСО-Гарантия» неоднократно и весьма успешно меняла партнеров. В 1997 году, чтобы выскользнуть из-под Автобанка, который стал стратегическим акционером «Ингосстраха», Сергей Саркисов договорился с главой Инкомбанка Владимиром Виноградовым: Инкомбанк выкупил 25% +1 акцию «РЕСО-Гарантии», а страховая компания стала миноритарным акционером банка. Кризис 1998 года и болезнь Виноградова помешали амбициозным планам. Активы на балансе Инкомбанка растащили и частично распродали менеджеры. Та же участь постигла и акции РЕСО. «Все украли, их собирали по всей стране. Последнюю сделку вообще провели с человеком, который, после того как украл эти акции, успел попасть в тюрьму», — вспоминает Саркисов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гуру из соцсетей Гуру из соцсетей

Инвесторы могут выкинуть на помойку свои знания об экономической теории

Forbes
«Лимон немного облегчал страдания». Специалисты рассказывают, какой российский коньяк не страшно пить «Лимон немного облегчал страдания». Специалисты рассказывают, какой российский коньяк не страшно пить

Почему почти весь отечественный коньяк не выдерживает конкуренции с французами

СНОБ
Большой развод Большой развод

Почему адвокат Александр Добровинский неизменно появляется на публике в бабочке

Forbes
Читатели MAXIM рассказали, куда вложили свои ваучеры Читатели MAXIM рассказали, куда вложили свои ваучеры

29 лет назад государство в лице «Сбербанка» начало раздавать населению ваучеры

Maxim
Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
«Оставила пуповину вместе с плацентой». Женщина рассказала про лотосовые роды «Оставила пуповину вместе с плацентой». Женщина рассказала про лотосовые роды

Лотосовые роды — это необычная традиция родом с Бали

Cosmopolitan
Хозяин тайги Хозяин тайги

Как иркутский миллиардер Николай Буйнов добывает нефть и газ в сибирской глуши

Forbes
«Что мне помогло победить панические атаки» «Что мне помогло победить панические атаки»

Наша героиня сумела добиться результатов в борьбе с паническими атаками

Psychologies
Из тюрьмы в бочку Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Forbes
И это красиво: знаменитости, женившиеся на девушках с физическими недостатками И это красиво: знаменитости, женившиеся на девушках с физическими недостатками

Любви покорно многое и неважны никакие предрассудки

Cosmopolitan
Полярные ворота Полярные ворота

Как остановить отъезд людей из богатой Мурманской области

Forbes
Сувениры Севера Сувениры Севера

Норильск — город «Норникеля» и ворота главного природного сокровища Заполярья

Robb Report
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
В Казахстане обнаружили тюркское погребение с двумя собаками и лошадьми В Казахстане обнаружили тюркское погребение с двумя собаками и лошадьми

Археологи раскопали в окрестностях Усть-Каменогорска курган раннетюрской эпохи

N+1
Фонды чемпионов Фонды чемпионов

Сколько платят боксерам, бойцам ММА и поп-ММА в России и за ее пределами

Forbes
Девушка дня: Эмилия Кларк Девушка дня: Эмилия Кларк

Фото и факты из биографии Матери драконов – Эмилии Кларк

Maxim
30 до 30. Управление 30 до 30. Управление

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Управление

Forbes
Не хочу идти на работу Не хочу идти на работу

«Не хочу идти на работу». Что с этим делать и как победить апатию

Лиза
Принятие неизбежного Принятие неизбежного

Как российский бизнес погружался в новую экономическую реальность

Forbes
Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
Как распознать в будущем муже склонность к алкоголизму Как распознать в будущем муже склонность к алкоголизму

Как распознать в мужчине-романтике служителя «зеленого змия»

Psychologies
Дорогое наследство Дорогое наследство

Почему держать на своем счету американские бумаги — худшее из возможных решений

Forbes
SPAсение от стресса SPAсение от стресса

Современный спа – это уже не просто массаж или парение в фитобочке

Добрые советы
Уроки новой «войны» Уроки новой «войны»

Как вести себя инвестору, когда будут случаться внешние шоки

Forbes
Время старших Время старших

Как мы осознаем сегодня возраст? Рассуждают участницы сообщества Young Old

Домашний Очаг
Разделение сетей Разделение сетей

Forbes посчитал стоимость российских интернет-компаний и оценил продажи в Рунете

Forbes
Время доставать шарф! Как носить разные модели этой осенью — актуальные способы Время доставать шарф! Как носить разные модели этой осенью — актуальные способы

Шарф призван не только согреть тебя в холод, но и украсить образ

Cosmopolitan
Курсы дизайнеров Курсы дизайнеров

Как Александр Аврамов и Андрей Анищенко строят «единорога» в Латинской Америке

Forbes
О чем не расскажут риэлторы: безопасно ли жить там, где кто-то умер? О чем не расскажут риэлторы: безопасно ли жить там, где кто-то умер?

Стоит ли избегать квартир, в которых произошла смерть?

Psychologies
Открыть в приложении