Forbes представляет итоги 2019 года

ForbesБизнес

Итоги года

Forbes представляет итоги 2019 года. Традиционно мы выбрали бизнесмена, сделку и продавца активов. Новые номинации: конфуз, загадка, открытие, компромисс и даже «крыша». В рубрике Forbes Style антиквар Григорий Бальцер подвел итоги года на рынке искусства и коллекционирования.

Текст Игорь Попов, Елена Ганжур

07.01

Седьмого января мультинациональная корпорация DXC Technology объявила о покупке российского разработчика ПО Luxoft. Сумма сделки составила $2 млрд — с премией 86% к рыночной цене. Свой пакет акций (33,2% акций класса «А» и все акции класса «Б») продали основатели Luxoft Анатолий Карачинский и Сергей Мацоцкий, владевшие им через IBS Group Holding. По оценке Forbes, сделка с DXC принесла партнерам порядка $664 млн, а только Карачинскому — около $498 млн. В июне Luxoft провела делистинг с Нью-Йоркской фондовой биржи.

21.01. Трое за прилавком

Совладельцы розничных сетей «Бристоль» и «Дикси» Сергей Кациев и Игорь Кесаев давно присматривались к бизнесу челябинского конкурента «Красное и Белое» Сергея Студенникова. И 21 января эти три сети объявили о слиянии. Сделку закрыли в сентябре, в объединенной компании «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед» Студенников получил 49%. Партнеры не вносили денежные средства в компанию, только принадлежащие им доли в бизнесах. Объявлению о слиянии предшествовали масштабные обыски, прошедшие в конце декабря 2018 года на складах сети «Красное и Белое». Но по словам Студенникова, обыски никак не повлияли на решение о сделке с Кациевым и Кесаевым.

27.01. Компромисс: Нет контроля — нет санкций

Двадцать седьмого января Минфин США объявил о снятии санкций с трех главных активов миллиардера Олега Дерипаски: холдинга En+ и подконтрольных ему UC Rusal и энергетической компании «Евросибэнерго». Дерипаска первый и пока единственный из российских миллиардеров сумел вывести свой бизнес из-под американских санкций и таким образом сохранить его. Какой ценой? «Если государство скажет, что необходимо отказаться от компании, я откажусь», — заявил Дерипаска в интервью британской Financial Times еще в июле 2007 года. Через 11 лет миллиардер поделился с государством, но не по его просьбе, а из-за санкций США, под которые 6 апреля 2018 года попали восемь его компаний. Под давлением американцев предприниматель согласился снизить свою долю в En+ почти с 70% до 44,96% (голосовать можно только 35% акций): банк ВТБ увеличил свой пакет с 9,62% до 21,68%, кроме того, акции Дерипаски достались его благотворительному фонду «Вольное дело» и детям. Деньги за них миллиардер, по соглашению с Минфином США, не получил. Но это не все. Совет директоров En+ состоит теперь из 12 человек, восемь из них не имеют отношения к Дерипаске, из них шесть — граждане Европы и США. Поэтому депутаты Госдумы сделали вывод, что теперь стратегическая российская компания контролируется иностранцами. Состояние Дерипаски в 2018 году Forbes оценивал в $6,7 млрд, через год — в $3,6 млрд. Сам предприниматель оценивает свои потери от санкций в $7,5 млрд.

Олег Дерипаска вывел из-под санкций часть своего бизнеса, лишившись контроля в En+

2018 год

6 апреля. Минфин США опубликовал «черный список» из 15 российских компаний, в отношении которых вводятся экономические санкции. Восемь компаний принадлежат Дерипаске: En+ Group, UC Rusal, «Евросибэнерго», «Базовый элемент», агрохолдинг «Кубань», B-Finance LTD, Группа ГАЗ и «Русские машины».

17 апреля. Представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) встретились с премьер-министром Дмитрием Медведевым, чтобы обсудить варианты спасения UC Rusal. Варианта два: государство будет выкупать всю продукцию компании, ранее направляемую на экспорт, либо приобретает саму компанию.

18 апреля. Глава Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Михаил Шмаков предложил национализировать «Русал».

27 апреля. Председатель совета директоров En+ Грегори Баркер представил план по выводу компании из-под санкций, по которому доля Дерипаски в En+ становятся ниже 50%, а в совет директоров назначаются независимые директора.

2 мая. Минфин США продлил лицензию En+ на продолжение деятельности на международных рынках.

19 декабря. Минфин США объявил о готовности снять санкции с En+ после всех изменений, согласованных компанией с США.

2019 год

27 января. Санкции сняты с холдинга En+, UC Rusal и «Евросибэнерго». Пять компаний Дерипаски остаются под санкциями, в том числе Группа ГАЗ, в которой работает около 50 000 человек.

4 июля. Работники ГАЗа провели акцию протеста перед резиденцией американского посла в Москве. Один из лозунгов: «Санкции США против ГАЗа — нарушение прав простых людей».

18 ноября. Олег Дерипаска направил в Минфин США прошение о снятии с него санкций.

14.02. Конфликт: Силовая операция

Основателя Baring Vostok Capital Partners, американского финансиста Майкла Калви арестовали рано утром 14 февраля 2019 года по подозрению в хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный», который контролировали фонды Baring Vostok. Пятнадцать сотрудников ФСБ и Следственного комитета выломали дверь его пентхауса на Большой Дмитровке. В тот же день задержали нескольких партнеров компании: Филиппа Дельпаля, Ивана Зюзина и Вагана Абгаряна, а также бывшего главу «Восточного» Алексея Кордичева и генерального директора «Первого коллекторского бюро» (еще одна портфельная компания Baring Vostok) Максима Владимирова.

Основателя Baring Vostok Майкла Калви в апреле 2019 года перевели под домашний арест

За неделю до этого Шерзод Юсупов, давний соратник и партнер второго акционера «Восточного» Артема Аветисяна написал заявление в ФСБ и СК, обвинив Калви и его коллег в выводе денег из банка. Акционерный конфликт к тому моменту развивался полтора года, но широкая публика о нем не знала. Аветисян стал партнером Калви в 2016 году. Банк назывался тогда «Восточный экспресс», он сильно пострадал от банковского кризиса 2014–2015 годов и терял деньги третий год подряд. Baring Vostok боялся спасать свой банк в одиночку, ведь было непонятно, как долго продлится кризис. Тогда Калви решил найти партнера и разделить риски. Так возник владелец Юниаструм Банка Аветисян, его предложение с точки зрения фонда выглядело лучше всех. Аветисян предложил не просто выкупить часть доп эмиссии «Восточного экспресса», но и объединить его с Юниаструм Банком. Через три года, в 2019-м, в фонде признают решение заключить сделку с Аветисяном «катастрофической коммерческой ошибкой». Тем более что уже к концу 2016-го кризис закончился, надо было подождать всего несколько месяцев.

После сделки Baring Vostok остался контролирующим акционером банка с пакетом 52%, у Аветисяна и его партнеров, в том числе Юсупова, было 40%, еще они получили опцион на 9,9% акций. Вскоре после сделки Baring обнаружил множество кредитов, выданных Юниаструм Банком знакомым Аветисяна по «Клубу лидеров» — неформальному предпринимательскому объединению, которое тот возглавлял. Капитал Юниаструм Банка, ради которого и было затеяно слияние, оказался несколько меньше, в суде Калви говорил, что он вообще был отрицательным. И тогда Калви решил, что опцион Аветисяна недействителен. Противная сторона так не думала. И началась борьба за контроль.

Дальше история развивалась по классической траектории корпоративного конфликта — Baring Vostok подал иск в Лондонский международный арбитражный суд к Аветисяну и его партнерам, выставив претензии на 19 млрд рублей. Аветисян пытался вручить уведомление об исполнении опциона, но офис Baring Vostok закрывал двери на ключ и отключал факсы. Конфликт тихо тлел до тех пор, пока в банке не началась проверка ЦБ.

Проверяющие обнаружили рисковые кредиты участникам «Клуба лидеров» на миллиарды рублей и потребовали докапитализировать банк на 5 млрд рублей. Фонд зарезервировал необходимые средства и был готов их внести. Доля Аветисяна и партнеров могла размыться до 20%, денег для участия в допэмиссии у них не было, и, чтобы получить средства, они планировали продать один из активов — Модульбанк, но покупателей не нашлось.

Эта дискуссия и закончилась заявлением в ФСБ и Следственный комитет. Летом 2019-го Аветисян и партнеры добились исполнения опциона через суд в Амурской области и получили контроль в «Восточном». Теперь Аветисяну придется оплачивать допэмиссию банка: Baring Vostok это делать отказывается, ссылаясь на отсутствие доступа к информации о деятельности банка. Аветисян через «Восточный» подал иски к Baring Vostok на 18,6 млрд рублей, требуя компенсировать убытки. Этой суммы хватит на докапитализацию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игровое пространство Игровое пространство

Бюджеты, зарплаты, призовые и трансферы киберспорта

Forbes
«Пошлите-ка Вы этого жулика Маркса ко всем чертям»: как рождался русский книжный бизнес «Пошлите-ка Вы этого жулика Маркса ко всем чертям»: как рождался русский книжный бизнес

Яркие страницы рождения книгоиздательского бизнеса в России

Forbes
Рейтинг рантье Рейтинг рантье

Рынок коммерческой недвижимости оживает

Forbes
Полировка реальности: 8 счастливых статуй Полировка реальности: 8 счастливых статуй

Жизнь туриста мифологична: наступить, потереть, обойти три раза по кругу

Вокруг света
На здоровье На здоровье

Как инвестирует частный фонд, специализирующийся на медицинских проектах

Forbes
Сильная женщина, растившая королев. Какой запомнится Галина Волчек Сильная женщина, растившая королев. Какой запомнится Галина Волчек

26 декабря в Боткинской больнице умерла режиссер Галина Волчек

Forbes
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
«Пушистый директор»: почему сотрудникам Ford разрешили приводить на работу собак «Пушистый директор»: почему сотрудникам Ford разрешили приводить на работу собак

Финансовый директор Ford Тим Стоун, назначенный летом, пришел в компанию не один

Forbes
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
13 книг, которые примиряют с жизнью 13 книг, которые примиряют с жизнью

Эти книги могут вызвать улыбку или слезы, и далеко не все из них — легкое чтиво

Psychologies
Ловушка для банкира Ловушка для банкира

Рынок недвижимости Испании до сих пор не оправился от кризиса 2008 года

Forbes
Подростки отвечают на вопрос: каком государстве вы хотели бы жить? Подростки отвечают на вопрос: каком государстве вы хотели бы жить?

Монархия, коммунизм или все-таки демократия

СНОБ
Техника физиков Техника физиков

Как выпускники превращают онлайн-школу английского в образовательный холдинг

Forbes
Идти безропотно. Отрывок из книги Идти безропотно. Отрывок из книги

Новая книга Евгения Водолазкина «Идти безропотно. Между литературой и жизнью»

СНОБ
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Попкорн: польза и вред для организма — от домашнего до того, что в кинотеатре Попкорн: польза и вред для организма — от домашнего до того, что в кинотеатре

Здоровая закуска или вредная еда?

Playboy
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Как зарождалась трансплантация органа обоняния Как зарождалась трансплантация органа обоняния

Отрывок из книги Шервина Б. Нуланда о важных медицинских открытиях

СНОБ
Мощное средство Мощное средство

Бытовая химия стала популярной после создания яркого бренда

Forbes
В какой стране лучше начать бизнес? Советы сооснователя Qiwi Сергея Солонина В какой стране лучше начать бизнес? Советы сооснователя Qiwi Сергея Солонина

В рубрике «Вопрос по делу» — российский предприниматель, инвестор Сергей Солонин

Forbes
Убедительные люди Убедительные люди

Как малоизвестная компания стала владельцем первоклассных бизнес-центров

Forbes
Обзор аудиоплеера FiiO X1II: начинай с начала Обзор аудиоплеера FiiO X1II: начинай с начала

К звучанию этого плеера не придерётся даже человек с музыкальным слухом

CHIP
В городской тиши В городской тиши

Как можно улучшить город, пока он на карантине

Forbes
Под звон бокалов Под звон бокалов

Где встретить Новый год, провести праздничные каникулы или зимний отпуск?

Grazia
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Судно «Академик Николай Страхов»: от Мирового океана до Балтийского моря Судно «Академик Николай Страхов»: от Мирового океана до Балтийского моря

Судно Академик Николай Страхов — гордость научно-исследовательского флота России

Популярная механика
Игра вдолгую Игра вдолгую

Миллиардер Роман Троценко затевает новые масштабные проекты

Forbes
Топ полезных советов: что можно и что нельзя стирать в стиральной машине Топ полезных советов: что можно и что нельзя стирать в стиральной машине

Самое главное – не забывайте сверяться с этикеткой каждой конкретной вещи

Cosmopolitan
Больше не игрушки Больше не игрушки

Рынок киберспорта на постсоветском пространстве измеряется миллионами долларов

Forbes
Обманчивый успех самого дорогого IPO: что скрывается за фасадом Saudi Aramco Обманчивый успех самого дорогого IPO: что скрывается за фасадом Saudi Aramco

Прошел первый этап IPO самой дорогой компании в мире Saudi Aramco

Forbes
Открыть в приложении