Черное топливо
Компания бывшего советского офицера зарабатывает на оборудовании кофе-зон для АЗС «Лукойла» и Shell и поставке автотоваров в гипермаркеты.
«Не хотите кофе в дорогу?» — привычная фраза для любого автомобилиста на автозаправке. Бывший военный Александр Кузьмин после нескольких неудачных попыток построить бизнес в 1990-е создал компанию «Русхолтс», которая устанавливает кофе-зоны на АЗС крупнейших нефтяных гигантов в России. Выручка «Русхолтса» за 2018 год составила 1,3 млрд рублей. Среди клиентов «Лукойл», Shell и Neste. Аффилированная с «Русхолтсом» компания «Русхолтс АЗС» — партнер «Газпром нефти» по установке кофейных зон на заправках госкорпорации.
Первый бизнес Кузьмин задумал в начале 1990-х. Когда военные научные институты переводили на хозрасчет, он работал в Институте военного кораблестроения в Таллине. Вместе с коллегами Кузьмин стал писать программы обработки данных, которые были необходимы его отделу. Офицер договаривался с компанией-посредником, которая и продавала разработку военному институту. Кузьмин платил 10% от стоимости посреднику, а 90% оставлял себе, что позволяло ему заработать около 3000 рублей с одного заказа. «При зарплате 260–310 рублей в месяц это были большие деньги. Я около года этим занимался, чтобы накопить на старт своего бизнеса», — рассказывает бывший офицер.
В 1992 году начинающий предприниматель переехал в Санкт-Петербург и занялся импортом в Россию продуктов питания прибалтийского производства. На закупку первой партии и организацию логистики ушли накопленные $14 000. «Тогда были лихие времена, я опасался рэкета и предложил знакомому Владимиру Куценко сделать совместное предприятие, чтобы не светить свое имя», — рассказывает Кузьмин. По его словам, регистрировал предприятие Владимир Путин, который в то время был председателем Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. «Я пришел на прием к чиновнику, он подписал документы и практически ничего не спрашивал. Если бы знал, что он будет президентом!» — сетует Кузьмин.
В 1994 году компанию «Корунд», которая была зарегистрирована как акционерное общество открытого типа, пришлось закрыть из-за сложностей с законодательством. По новым правилам за ежегодные проверки теперь требовалось платить десятки тысяч долларов. Тогда Кузьмин решил заняться розничной торговлей, но и эта попытка провалилась — неподалеку открылся универсам, и его магазин быстро прогорел.
После неудачи с магазином Кузьмин не растерялся, он вспомнил о недавней встрече с французами, которая могла оказаться полезной. За несколько лет до этого знакомые предприниматели представили его сотруднику французского подразделения компании Holt Lloyd Int — производителя товаров для автомобилей. «Я решил связаться с ними и наладить поставки автохимии и автокосметики в торговые сети», — вспоминает Кузьмин.
Решают связи
В августе 1998 года предприниматель ждал первый груз от Holt Lloyd Int, к тому моменту французский поставщик уже получил 40% аванса. Утром 17 августа правительство и Центробанк объявили о техническом дефолте, и вскоре рубль обесценился в четыре раза. «В порту меня ждал товар, который было невозможно продать. Если бы у меня не было знакомств на таможне, мой груз передали бы в распоряжение коллекторов», — вспоминает бизнесмен.