Почему Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям

ForbesБизнес

«Черкизово». Наследники. Алтай

Пять лет назад бывший участник списка Forbes Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям. Зачем он так поступил и не жалеет ли о сделанном?

Текст Елена Березанская, Игорь Попов

Название

Холодное осеннее солнце светит ярко, синее небо отражается в водоемах нового гольф-клуба «Раево». На зеленой траве респектабельный господин с клюшкой позирует фотографам — это Игорь Бабаев, основатель «Группы Черкизово», крупнейшей в России по производству мяса. Роскошный клуб принадлежит его семье. «Я пока только учусь, в отличие от детей — они профессионалы и любят эту игру. А мне больше нравится теннис и футбол», — признается он журналистам Forbes. Ради детей Бабаев готов и не на такие жертвы — прежде чем во второй раз жениться, он подарил все свои акции «Черкизова» сыновьям, чтобы избежать конфликтов в семье и «чтобы всем было комфортно». Forbes выяснил, как это произошло и какую роль сегодня играет бывший «колбасный король» в жизни своего предприятия.

Глубокие корни

Игорь Бабаев — горский еврей с глубокими корнями, которые он раскопал в архивах во время работы над мемуарами, его роман «Наследие» насчитывает уже восемь толстых томов. Его мать происходит из семьи Абрамовых, которая жила в Дагестане в Буйнакске. В конце XIX века 50% населения города составляли православные, 20% — евреи, а на мусульман приходилось всего 14%. Прадед Бабаева по материнской линии был мясником, он выращивал коров и продавал мясо в своей кошерной лавке. Предки отца, потомственные портные, тоже были горскими евреями и жили в Махачкале.

Отца Бабаева Эрзола родители женили в 18 лет, а через два года он ушел в армию. Мать ездила к нему, у пары родилось четверо детей, но отец все равно с ней развелся практически сразу после возвращения из армии. Мать переехала к родителям и отказалась от какой-либо помощи бывшего мужа. «Мы жили в нищете — это было трудное послевоенное время. Моя мать Турунж пыталась что-то заработать, чтобы прокормить нас, она ездила к сестре в Москву, привозила оттуда разные вещи и продавала. На нее донесли, арестовали и посадили в тюрьму. Она в 25 лет практически стала несчастной, и наша связь с ней прервалась», — вспоминает Бабаев. Игорю тогда было четыре года. Отец забрал детей к себе и перебрался из Дагестана в Кисловодск, их воспитывала бабушка Хаво, мать Эрзола. Эрзол сначала работал заведующим ателье индивидуального пошива с возможностями массового производства одежды, а затем в местных предприятиях легкой промышленности. «Отец с детства приучал нас к труду, часто брал к себе на работу, показывал свое мастерство. Это была хорошая школа, и я добился успеха во многом благодаря ему», — вспоминает Бабаев. В 1979 году Эрзол Бабаев перебрался в Москву — его назначили заместителем начальника Росглавшвейпрома (Главного управления швейной промышленности Министерства легкой промышленности). Он курировал весь юг РСФСР, включая Кавказ, и проработал в этой должности четыре года. Сегодня Эрзолу 92 года, он полон сил и счастливо живет в Израиле. Его 90-летие семья отмечала на Алтае. «Я получил заряд, чтобы дотянуть до 100 лет» — так, по словам Бабаева, отец отреагировал на устроенный им праздник.

Ген предпринимательства передался Игорю Бабаеву — он превзошел своего отца, став одним из 100 богатейших людей России по версии Forbes. В рейтинге 2006 года он занял 81-е место с состоянием $570 млн. Но еврейские традиции семьи на нем прервались — бизнесмен взял себе в жены русскую Лидию Михайлову, а сыновьям Сергею (родился в 1978-м) и Евгению (родился в 1982-м) дал ее фамилию, чтобы облегчить им жизнь в антисемитском СССР.

Шустрый директор

Игорь Бабаев окончил Краснодарский политехнический институт и с 1971 года работал на мясоперерабатывающих заводах Ставрополья и Краснодарского края. В 1973–1976 годах он учился в Москве в очной аспирантуре Института мясной и молочной промышленности и после окончания стал директором Анапского мясокомбината. В то время ему довелось познакомиться с легендарной Железной Беллой, директором Геленджикского треста ресторанов и столовых Бертой Бородкиной. В Геленджике забраковали партию продуктов, поставленных с Анапского комбината, и Бабаев поехал к Белле разбираться. По его словам, абсолютно бесцеремонная дама очень жестко с ним разговаривала, кричала, обвиняла в том, что он «травит советский народ». Молодой директор пообещал забрать свою продукцию и больше никогда в Геленджик не возвращаться. Тогда он не понял, в чем была причина неудержимого гнева Беллы и чего она от него хотела. В 1983 году ее расстреляли за взятки и спекуляцию в особо крупных размерах. Бабаев в 1985 году и сам пострадал из-за коррупционного скандала — за дачу взятки секретарю краевого комитета партии его уволили с поста директора Армавирского консервного завода, который он возглавлял с 1978 года, и ему пришлось строить карьеру заново.

В 1987 году Бабаев переехал в Москву — его пригласили на должность главного инженера Черкизовского мясоперерабатывающего завода ( ЧМПЗ). Чтобы получить эту должность, нужно было пройти процедуру партийного согласования. Так он познакомился с будущим другом и очень полезным для бизнеса человеком — Евгением Пантелеевым. Пантелеев в то время работал первым секретарем Куйбышевского райкома КПСС, и именно к нему Бабаев пришел на утверждение в должности. В 1991 году партийный работник вошел в правительство Москвы и вплоть до ухода с поста мэра Юрия Лужкова работал министром, руководил департаментом промышленности. Сейчас он возглавляет Московскую федерацию тенниса.

Благодаря теннису они с Бабаевым и подружились. Сначала играли на кортах клуба «Шахтер» в Сокольниках, а в 1988 году, когда Бабаева избрали директором ЧМПЗ и он построил корты на территории завода, перебрались туда.

Сейчас Пантелеев вспоминает, что у Бабаева в правительстве Москвы было много друзей разной степени близости. В их числе был и Виталий Морозов, руководитель департамента продовольственных ресурсов. Похвастаться дружбой с Лужковым Бабаев не мог, но мэр к нему очень хорошо относился, так как он разбирался в бизнесе и не был типичным «красным директором», а это было полезно в переходный период.

«Игорь выделялся на фоне других руководителей. Он был очень целеустремленным — ставил задачу и всех вокруг мог мобилизовать на ее решение. Он был не только грамотным специалистом, но и очень любознательным человеком — много ездил по миру, смотрел, как работают предприятия за границей. «Черкизовский» в то время был рядовым московским предприятием по сравнению с «Микояновским», например, но Игорь достаточно быстро вывел его в передовые», — говорит Пантелеев. Во время приватизации в 1993 году Бабаев собрал все 100% акций завода. Позже Лужков предложил ему взять в управление с последующим правом выкупа Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Штраф за щедрость Штраф за щедрость

Кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Forbes
Пляшем от печки Пляшем от печки

Мансарда в районе Старого Арбата с дизайнерской голландкой посередине

AD
Новые Медичи Новые Медичи

Глава Tod’s Диего Делла Валле выделил €25 млн на реставрацию римского Колизея

Forbes
Вопросы создателю. Вариатор. На что он способен и как избежать проблем? Вопросы создателю. Вариатор. На что он способен и как избежать проблем?

Как построить взаимоотношения с вариатором?

4x4 Club
Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
Мрачные тени: как избавиться от тяжелых воспоминаний о прошлом Мрачные тени: как избавиться от тяжелых воспоминаний о прошлом

Что делать, если прошлое мешает тебе жить

Cosmopolitan
100 лучших вузов 100 лучших вузов

Рейтинг впервые возглавила Высшая школа экономики

Forbes
5 неочевидных книг Стивена Кинга, которые вам стоит прочесть 5 неочевидных книг Стивена Кинга, которые вам стоит прочесть

Наслаждайтесь удивительным миром Стивена Кинга!

Популярная механика
Под солнцем Тосканы Под солнцем Тосканы

Кто из россиян строит бизнес в Италии

Forbes
Фрикомыслие Фрикомыслие

Нестандартные подходы к решению проблем

kiozk originals
Северная надбавка Северная надбавка

Спустя пять лет Владимир Потанин вновь занял первое место в списке Forbes

Forbes
«Я всё могу сама» «Я всё могу сама»

У актрисы Анастасии Уколовой яркая внешность и заразительный смех

OK!
Тайны брянского Лас-Вегаса Тайны брянского Лас-Вегаса

Кто стоит за самым загадочным букмекером на российском рынке

Forbes
«За слова надо отвечать»: когда общение в родительском чате приводит к убийству «За слова надо отвечать»: когда общение в родительском чате приводит к убийству

Почему виртуальная ссора может привести к реальной трагедии

Psychologies
Прожектор перестройки Прожектор перестройки

Что мешает российской экономике расти?

Forbes
Андрей Алексеенко: «Кровеносная система» бизнеса. Почему предпринимателям нужно обратить внимание на аналитику данных Андрей Алексеенко: «Кровеносная система» бизнеса. Почему предпринимателям нужно обратить внимание на аналитику данных

Рынок аналитики данных развивается стремительными темпами

СНОБ
Язык добра Язык добра

Три глобальных движения мировых лидеров бизнеса в одной системе координат

Forbes
30 способов перезапустить свое тело 30 способов перезапустить свое тело

Полное руководство по тому, как выжать максимум из человеческого организма

kiozk originals
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
«Corvette лучше Porsche». 5 автомобильных историй из жизни Джо Байдена «Corvette лучше Porsche». 5 автомобильных историй из жизни Джо Байдена

Кандидат в президенты США недолюбливает Porsche 911 и фанатеет от Corvette

РБК
Вечные ценности Вечные ценности

На какие деньги живут города-музеи

Forbes
В Африку гулять! В Африку гулять!

Танзания становится всё более популярным travel-направлением

OK!
Богатая фамилия Богатая фамилия

Топ-20 семейных итальянских бизнесов

Forbes
Чтобы мечты сбывались Чтобы мечты сбывались

Чтобы изменить жизнь, нужно правильно ставить цели и формулировать желания

Добрые советы
Мировой уровень Мировой уровень

Пять глобальных предпринимателей из России, известных далеко за пределами Рунета

Forbes
«Еда для радости. Записки диетолога» «Еда для радости. Записки диетолога»

Отрывок из книги, посвященной тому, как получать от еды и пользу, и удовольствие

N+1
Кость даю Кость даю

Семейная коллекция северного косторезного искусства Михаила Карисалова

Forbes
Три десятилетия Игнобеля: от памяти воды до чистящей слюны Три десятилетия Игнобеля: от памяти воды до чистящей слюны

Открытия, за которые в разные годы присуждали Игнобелевскую премию

Наука и жизнь
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Триумф 57 мм Триумф 57 мм

Новое слово в разработке российских бронемашин

Популярная механика
Открыть в приложении