Дмитрий Мазепин 25 лет воюет за влияние, активы и репутацию

ForbesБизнес

Боевой характер

Дмитрий Мазепин 25 лет воюет за влияние, активы и репутацию, в 2021 году он вернулся в список Forbes.

Текст Сергей Титов

Дмитрий Мазепин умеет заводить полезные знакомства, хотя и славится резким характером

Серьезных потрясений от Петербургского международного экономического форума — 2021 владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин никак не ожидал. В первый день ПМЭФ он порассуждал о проблемах молодых спортсменов (его сын — пилот «Формулы-1»), поучаствовал в дежурном подписании соглашения на стенде своей компании и уклонился от вопросов Forbes (интерес был непраздным — в 2021-м Мазепин вернулся в список богатейших бизнесменов после пятилетнего перерыва). Но уже на следующий день Мазепин стал мишенью номер один для журналистов.

Накануне вечером блогер Роман Протасевич, арестованный после экстренной посадки самолета Ryanair в Минске, в интервью белорусскому госканалу намекнул, не называя имен, что Мазепин может быть связан с финансированием оппозиционного Telegram-канала Nexta. У Мазепина и так испортились отношения с руководством Белоруссии на фоне протестов, а связь с мятежным медиа грозила опалой уже в России. Все это было очень некстати, учитывая, что главный кредитор холдинга Мазепина — государственный Сбербанк. Впрочем, бизнесмен не в первый раз оказался в центре скандала. Как он строит свой бизнес?

Разведчик и генерал

Принято считать, что карьера 53-летнего Дмитрия Мазепина в крупном бизнесе началась с Тюменской нефтяной компании (ТНК). В сентябре 1997 года 29-летний Мазепин возглавил представительство ТНК в Нижневартовске. Хозяином города считался тогда нефтяной генерал Виктор Палий. Он возглавлял «Нижневартовскнефтегаз» (ННГ), совладельцем была ТНК. За контроль над ННГ между Палием и ТНК разгорелась война. Мазепин оказался на передовой.

Мазепин уже не в первый раз участвовал в спецоперациях. В 1985 году уроженец Минска окончил Минское суворовское училище, с 1986-го два года служил в Афганистане. Из официальной биографии следует, что Мазепин был военным переводчиком, впрочем, по словам его знакомого, тот якобы «командовал разведротой» и непосредственно участвовал в боевых действиях, за что награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Мазепин мечтал о карьере военного и по возвращении собирался учиться в Военном институте Минобороны. Развал Советского Союза скорректировал планы, и Мазепин выбрал экономический факультет МГИМО.

В Москве знакомый свел Мазепина с бизнесменом $ Михаилом Отдельновым. В начале 1990-х тот уже был заметным предпринимателем, не последнюю роль в его успехе сыграли родственные связи: отец Отдельнова был главным инженером проектного института Гипротяжмаш, а дед — помощником председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. «Толковый парень. Единственное, очень злопамятный», — вспоминает Мазепина знакомый из 1990-х. Несколько лет Мазепин работал в структурах, связанных с Отдельновым, — банках и металлотрейдере «Разноимпорт». Отдельнов свел Мазепина с бизнес-элитой того времени. О его связях можно судить по очерку «Коммерсанта» после вечеринки по случаю 39-летия бизнесмена в 2003-м, на которой «даже из очереди в туалет были слышны разговоры о значительных финансовых сделках», а среди гостей замечены Виктор Вексельберг, Леонард Блаватник, Искандер Махмудов, Олег Бойко и тогдашний зампред «Газпрома» Александр Рязанов. Благодаря протекции Отдельнова Мазепин попал в ТНК, рассказывает их знакомый. Незадолго до этого 40% компании приватизировал консорциум AAR («Альфа» Михаила Фридмана и партнеров, Access Блаватника и «Ренова» Вексельберга). Основные добывающие активы ТНК были сконцентрированы в ННГ, но Палий отказался подчиниться воле новых акционеров. Из-за долгов в ННГ было введено внешнее управление, что позволило отстранить мятежного директора от руководства компанией. Но нефтяной генерал продолжил чинить козни ТНК в Нижневартовске, где пользовался огромным влиянием.

Приезд Мазепина стал для Палия своеобразной «черной меткой», вспоминает участник тех событий. Этим акционеры ТНК как бы заявили нефтяному генералу: «Мы все равно заберем ННГ». Ситуация в городе была накалена настолько, что для Мазепина пришлось нанять охрану. Для статуса его назначили вице-президентом ТНК по Западной Сибири. Палий пытался настроить местные власти и общественность против «москвичей», а Мазепин должен был «успокоить внешнее окружение», вспоминает участник тех событий. Несмотря на молодость, Мазепин производил впечатление «человека, видавшего виды» и довольно быстро «разрулил» ситуацию, вспоминает его бывший коллега по ТНК. Еще одной задачей Мазепина было присматривать на месте за хозяйством ННГ. Акционеры ТНК тоже не сидели сложа руки и к началу 1998 года установили полный контроль над ННГ. Мазепина вызвали обратно в Москву. За работу в Нижневартовске он получил солидный гонорар, но оставаться наемным работником ему не хотелось, рассказывает его знакомый: «Он искал возможности для самостоятельного плавания».

На страже государства

«Как же его поначалу прессовали!» — вспоминал экс-председатель Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимир Малин. Чего только его заместитель Дмитрий Мазепин не натерпелся от кемеровских чиновников. В 2001 году Мазепин десантировался в балансирующий на грани банкротства «Кузбассуголь», чтобы подготовить его к приватизации и не допустить вывода активов. Он взял финансовые потоки под контроль и отсек всех посредников, «которые кормились за счет предприятия». Это, в свою очередь, настроило против чужака местные элиты, в том числе влиятельного губернатора Амана Тулеева, рассказывал сам Мазепин. Чтобы не давать поводов для жалоб в Москву, зампред РФФИ даже попросил своего водителя скрупулезно соблюдать правила дорожного движения.

Мазепин устроился в РФФИ в 1999 году. «Жил на ранее заработанные в частном бизнесе деньги, ездил на Kia с водителем. И зарабатывал связи и репутацию», — описывает быт Мазепина-чиновника его давний товарищ по ТНК и основатель нефтесервисной компании «Интегра» Феликс Любашевский. По одной из версий, при трудоустройстве в РФФИ снова были задействованы контакты Отдельнова — в совете директоров его «Разноимпорта» заседал Михаил Липкин, брат Игоря Липкина, бывшего руководителя РФФИ, у которого Малин работал заместителем. Мазепин мог приглянуться и самому Малину, который входил в совет директоров ТНК. Игорь Липкин заверил, что «абсолютно не способствовал» назначению Мазепина в РФФИ, хотя они и были знакомы. Малин проигнорировал попытки Forbes связаться с ним.

Согласно другой версии, назначению содействовали в ТНК. На следующий год после перехода Мазепина на госслужбу ТНК приватизировала Оренбургскую нефтяную компанию (ОНАКО) с запасами на 300 млн т нефти. Другим претендентом был альянс «Сибнефти» и ЮКОСа, победа обошлась ТНК в $1,08 млрд, или в 2,5 раза дороже стартовой цены. Такого результата Мазепин, который дирижировал сделкой, добился «за счет умелого развития конкуренции» между претендентами, рассказывает Любашевский, который участвовал в торгах со стороны ТНК. Аукцион «едва ли не впервые» не вызвал нареканий, писали СМИ, называвшие сделку приватизацией года. На следующий, 2001 год высокой оценки СМИ удостоился еще один проект Мазепина — продажа «Кузбассугля». Он смог-таки найти общий язык с Тулеевым и продал госпакет в 3,5 раза дороже стартовой цены. После «Кузбассугля» Мазепина «приглашали к себе лучшие частные холдинги», рассказывал Малин. Он выбрал «Сибур».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тайны брянского Лас-Вегаса Тайны брянского Лас-Вегаса

Кто стоит за самым загадочным букмекером на российском рынке

Forbes
Что посмотреть и попробовать во Владивостоке. Гид «РБК Стиль» Что посмотреть и попробовать во Владивостоке. Гид «РБК Стиль»

Владивосток: увидеть маяки и мосты, выйти в Японское море и попробовать гребешка

РБК
Фаберже — инструмент капиталиста Фаберже — инструмент капиталиста

Аукционный дом Christie’s готов зафиксировать новые рекорды цен

Forbes
Страна детства Страна детства

Детская комната – особый мир, где изменяются пространство и время

Лиза
Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
«Роскосмос» круче Илона Маска. Объясняем почему «Роскосмос» круче Илона Маска. Объясняем почему

Запомните этот твит: «Роскосмос» жив. «Роскосмос» круче Илона Маска

Inc.
Незачет по заданию Незачет по заданию

Почему господдержка на помогла российским вузам войти в топ-100 рейтингов мира

Forbes
5 особенностей уверенных в себе людей 5 особенностей уверенных в себе людей

Люди с высокой самооценкой сильно отличаются от тех, кто в себе не уверен

Psychologies
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Ава Гарднер: женщина, которая заставила плакать Фрэнка Синатру Ава Гарднер: женщина, которая заставила плакать Фрэнка Синатру

Ава Гарднер — величайшая актриса золотой эпохи Голливуда

Cosmopolitan
Не ровен час Не ровен час

Зачем нужно точно измерять время и почему рабочие невзлюбили часы

Forbes
Стресс налицо Стресс налицо

Хроническая тревожность и эмоциональное выгорание — бич нашего времени

Robb Report
Увидеть возможности Увидеть возможности

Малоизвестные истории о том, как общество реагирует на новые ситуации

Forbes
Когнитивный диссонанс: как прекратить «гражданскую войну» в своей голове Когнитивный диссонанс: как прекратить «гражданскую войну» в своей голове

Почему мы отстаиваем свои убеждения, даже если факты говорят об обратном?

РБК
Испытание углем Испытание углем

Как наследники Дмитрия Босова борются за его угольную империю

Forbes
Зачем люди стоят на гвоздях Зачем люди стоят на гвоздях

Почему стояние на гвоздях вдруг стало таким популярным?

Psychologies
Накануне финала Накануне финала

Почему сомелье может стать исчезающей профессией

Forbes
Жизнь в розовом цвете Жизнь в розовом цвете

Стиль французской классики на современный лад

SALON-Interior
Язык добра Язык добра

Три глобальных движения мировых лидеров бизнеса в одной системе координат

Forbes
Спорт, музыка, танцы: как можно без насилия Спорт, музыка, танцы: как можно без насилия

Результата в спорте и музыке можно достичь только через страдания?

Домашний Очаг
Мобильный офис Мобильный офис

Как выпускница физфака построила мебельную компанию в России

Forbes
Осел в небе, или Новые рекорды. Алексей Шупляков: «Триумфы» Осел в небе, или Новые рекорды. Алексей Шупляков: «Триумфы»

Дебютный рассказ Алексея Шуплякова «Оптицевание»

СНОБ
Путь семьи Тоёда Путь семьи Тоёда

Как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения

Forbes
Какой язык появился позже всех на Земле Какой язык появился позже всех на Земле

Какой язык можно считать самым современным?

Популярная механика
Прожектор перестройки Прожектор перестройки

Что мешает российской экономике расти?

Forbes
Будь начеку: 5 неочевидных признаков диабета, которые нельзя игнорировать Будь начеку: 5 неочевидных признаков диабета, которые нельзя игнорировать

Нетипичные признаки диабета, которые встречаются довольно часто

Cosmopolitan
Кризисные ошибки Кризисные ошибки

Управляющие активами делятся своим негативным опытом

Forbes
Полезная рутина Полезная рутина

Как привычки формируются и почему становятся зависимостями

N+1
Лига киберчемпионов Лига киберчемпионов

Как россияне впервые выиграли самый престижный турнир Dota 2 The International

Forbes
3 способа сохранить и приумножить радость 3 способа сохранить и приумножить радость

Знаете ли вы, что яркие и теплые моменты можно сохранять и приумножать?

Psychologies
Открыть в приложении