Дмитрий Мазепин 25 лет воюет за влияние, активы и репутацию

ForbesБизнес

Боевой характер

Дмитрий Мазепин 25 лет воюет за влияние, активы и репутацию, в 2021 году он вернулся в список Forbes.

Текст Сергей Титов

Дмитрий Мазепин умеет заводить полезные знакомства, хотя и славится резким характером

Серьезных потрясений от Петербургского международного экономического форума — 2021 владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин никак не ожидал. В первый день ПМЭФ он порассуждал о проблемах молодых спортсменов (его сын — пилот «Формулы-1»), поучаствовал в дежурном подписании соглашения на стенде своей компании и уклонился от вопросов Forbes (интерес был непраздным — в 2021-м Мазепин вернулся в список богатейших бизнесменов после пятилетнего перерыва). Но уже на следующий день Мазепин стал мишенью номер один для журналистов.

Накануне вечером блогер Роман Протасевич, арестованный после экстренной посадки самолета Ryanair в Минске, в интервью белорусскому госканалу намекнул, не называя имен, что Мазепин может быть связан с финансированием оппозиционного Telegram-канала Nexta. У Мазепина и так испортились отношения с руководством Белоруссии на фоне протестов, а связь с мятежным медиа грозила опалой уже в России. Все это было очень некстати, учитывая, что главный кредитор холдинга Мазепина — государственный Сбербанк. Впрочем, бизнесмен не в первый раз оказался в центре скандала. Как он строит свой бизнес?

Разведчик и генерал

Принято считать, что карьера 53-летнего Дмитрия Мазепина в крупном бизнесе началась с Тюменской нефтяной компании (ТНК). В сентябре 1997 года 29-летний Мазепин возглавил представительство ТНК в Нижневартовске. Хозяином города считался тогда нефтяной генерал Виктор Палий. Он возглавлял «Нижневартовскнефтегаз» (ННГ), совладельцем была ТНК. За контроль над ННГ между Палием и ТНК разгорелась война. Мазепин оказался на передовой.

Мазепин уже не в первый раз участвовал в спецоперациях. В 1985 году уроженец Минска окончил Минское суворовское училище, с 1986-го два года служил в Афганистане. Из официальной биографии следует, что Мазепин был военным переводчиком, впрочем, по словам его знакомого, тот якобы «командовал разведротой» и непосредственно участвовал в боевых действиях, за что награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Мазепин мечтал о карьере военного и по возвращении собирался учиться в Военном институте Минобороны. Развал Советского Союза скорректировал планы, и Мазепин выбрал экономический факультет МГИМО.

В Москве знакомый свел Мазепина с бизнесменом $ Михаилом Отдельновым. В начале 1990-х тот уже был заметным предпринимателем, не последнюю роль в его успехе сыграли родственные связи: отец Отдельнова был главным инженером проектного института Гипротяжмаш, а дед — помощником председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. «Толковый парень. Единственное, очень злопамятный», — вспоминает Мазепина знакомый из 1990-х. Несколько лет Мазепин работал в структурах, связанных с Отдельновым, — банках и металлотрейдере «Разноимпорт». Отдельнов свел Мазепина с бизнес-элитой того времени. О его связях можно судить по очерку «Коммерсанта» после вечеринки по случаю 39-летия бизнесмена в 2003-м, на которой «даже из очереди в туалет были слышны разговоры о значительных финансовых сделках», а среди гостей замечены Виктор Вексельберг, Леонард Блаватник, Искандер Махмудов, Олег Бойко и тогдашний зампред «Газпрома» Александр Рязанов. Благодаря протекции Отдельнова Мазепин попал в ТНК, рассказывает их знакомый. Незадолго до этого 40% компании приватизировал консорциум AAR («Альфа» Михаила Фридмана и партнеров, Access Блаватника и «Ренова» Вексельберга). Основные добывающие активы ТНК были сконцентрированы в ННГ, но Палий отказался подчиниться воле новых акционеров. Из-за долгов в ННГ было введено внешнее управление, что позволило отстранить мятежного директора от руководства компанией. Но нефтяной генерал продолжил чинить козни ТНК в Нижневартовске, где пользовался огромным влиянием.

Приезд Мазепина стал для Палия своеобразной «черной меткой», вспоминает участник тех событий. Этим акционеры ТНК как бы заявили нефтяному генералу: «Мы все равно заберем ННГ». Ситуация в городе была накалена настолько, что для Мазепина пришлось нанять охрану. Для статуса его назначили вице-президентом ТНК по Западной Сибири. Палий пытался настроить местные власти и общественность против «москвичей», а Мазепин должен был «успокоить внешнее окружение», вспоминает участник тех событий. Несмотря на молодость, Мазепин производил впечатление «человека, видавшего виды» и довольно быстро «разрулил» ситуацию, вспоминает его бывший коллега по ТНК. Еще одной задачей Мазепина было присматривать на месте за хозяйством ННГ. Акционеры ТНК тоже не сидели сложа руки и к началу 1998 года установили полный контроль над ННГ. Мазепина вызвали обратно в Москву. За работу в Нижневартовске он получил солидный гонорар, но оставаться наемным работником ему не хотелось, рассказывает его знакомый: «Он искал возможности для самостоятельного плавания».

На страже государства

«Как же его поначалу прессовали!» — вспоминал экс-председатель Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимир Малин. Чего только его заместитель Дмитрий Мазепин не натерпелся от кемеровских чиновников. В 2001 году Мазепин десантировался в балансирующий на грани банкротства «Кузбассуголь», чтобы подготовить его к приватизации и не допустить вывода активов. Он взял финансовые потоки под контроль и отсек всех посредников, «которые кормились за счет предприятия». Это, в свою очередь, настроило против чужака местные элиты, в том числе влиятельного губернатора Амана Тулеева, рассказывал сам Мазепин. Чтобы не давать поводов для жалоб в Москву, зампред РФФИ даже попросил своего водителя скрупулезно соблюдать правила дорожного движения.

Мазепин устроился в РФФИ в 1999 году. «Жил на ранее заработанные в частном бизнесе деньги, ездил на Kia с водителем. И зарабатывал связи и репутацию», — описывает быт Мазепина-чиновника его давний товарищ по ТНК и основатель нефтесервисной компании «Интегра» Феликс Любашевский. По одной из версий, при трудоустройстве в РФФИ снова были задействованы контакты Отдельнова — в совете директоров его «Разноимпорта» заседал Михаил Липкин, брат Игоря Липкина, бывшего руководителя РФФИ, у которого Малин работал заместителем. Мазепин мог приглянуться и самому Малину, который входил в совет директоров ТНК. Игорь Липкин заверил, что «абсолютно не способствовал» назначению Мазепина в РФФИ, хотя они и были знакомы. Малин проигнорировал попытки Forbes связаться с ним.

Согласно другой версии, назначению содействовали в ТНК. На следующий год после перехода Мазепина на госслужбу ТНК приватизировала Оренбургскую нефтяную компанию (ОНАКО) с запасами на 300 млн т нефти. Другим претендентом был альянс «Сибнефти» и ЮКОСа, победа обошлась ТНК в $1,08 млрд, или в 2,5 раза дороже стартовой цены. Такого результата Мазепин, который дирижировал сделкой, добился «за счет умелого развития конкуренции» между претендентами, рассказывает Любашевский, который участвовал в торгах со стороны ТНК. Аукцион «едва ли не впервые» не вызвал нареканий, писали СМИ, называвшие сделку приватизацией года. На следующий, 2001 год высокой оценки СМИ удостоился еще один проект Мазепина — продажа «Кузбассугля». Он смог-таки найти общий язык с Тулеевым и продал госпакет в 3,5 раза дороже стартовой цены. После «Кузбассугля» Мазепина «приглашали к себе лучшие частные холдинги», рассказывал Малин. Он выбрал «Сибур».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
8 ранних признаков рака яичников: от самых очевидных до почти незаметных 8 ранних признаков рака яичников: от самых очевидных до почти незаметных

Симптомы рака яичников, которые нельзя упускать

Cosmopolitan
Gram против доллара Gram против доллара

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам закрыла проект Павла Дурова TON

Forbes
Кредит доверия Кредит доверия

«Хочу, чтобы результат стал для меня сюрпризом и чтобы он был приятным»

SALON-Interior
Новые Медичи Новые Медичи

Глава Tod’s Диего Делла Валле выделил €25 млн на реставрацию римского Колизея

Forbes
У нас всё тихо У нас всё тихо

Как выбрать звукоизолирующую входную дверь

Идеи Вашего Дома
В плену антиутопий В плену антиутопий

Настоящая битва экосистем развернулась между «Яндексом» и «Сбером»

Forbes
Если это удобно Если это удобно

Комфортная мода победила. Надолго ли?

Cosmopolitan
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Почему мы выгораем? Руководство по тому, как справиться со стрессом и работой одновременно Почему мы выгораем? Руководство по тому, как справиться со стрессом и работой одновременно

Как преодолеть первые симптомы выгорания и снова полюбить свою работу

Inc.
Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
Гротескный рай для раскаявшегося чекиста: «Капитан Волконогов бежал», предположительно, лучший российский фильм года Гротескный рай для раскаявшегося чекиста: «Капитан Волконогов бежал», предположительно, лучший российский фильм года

Драма о том, как капитан НКВД пытается вымолить прощение у одной из своих жертв

Esquire
30 до 30. Финансы и инвестиции 30 до 30. Финансы и инвестиции

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Финансы и инвестиции

Forbes
Дэвид Келлерманн Дэвид Келлерманн

Дэвид Келлерманн превратил швейную фабрику Петербурга в крупнейшую фэшн-компанию

Собака.ru
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Неэффективность противомалярийной вакцины у детей связали с незрелостью T-лимфоцитов Неэффективность противомалярийной вакцины у детей связали с незрелостью T-лимфоцитов

У детей в недостаточном количестве вырабатываются T-лимфоциты типа Vδ2

N+1
Мобильный офис Мобильный офис

Как выпускница физфака построила мебельную компанию в России

Forbes
Автор «Утраченного Леонардо» — о «Спасителе мира» и бизнесе на картинах Автор «Утраченного Леонардо» — о «Спасителе мира» и бизнесе на картинах

Режиссер Андреас Кефед — об миллиардерах, искусствоведах и арт-дилерах

РБК
Прожектор перестройки Прожектор перестройки

Что мешает российской экономике расти?

Forbes
OMAD-диета: что надо знать об экстремальном варианте интервального голодания OMAD-диета: что надо знать об экстремальном варианте интервального голодания

Что такое OMAD-диета, на которой нужно есть всего один раз в день

Cosmopolitan
Накануне финала Накануне финала

Почему сомелье может стать исчезающей профессией

Forbes
Ближе к народу: зачем бизнесу глубинное интервью с клиентом и почему не хватит опроса Ближе к народу: зачем бизнесу глубинное интервью с клиентом и почему не хватит опроса

Почему бизнесу следует говорить с клиентами подолгу

Forbes
Не ровен час Не ровен час

Зачем нужно точно измерять время и почему рабочие невзлюбили часы

Forbes
Как перестать бояться летать на самолете: 7 способов избавиться от аэрофобии Как перестать бояться летать на самолете: 7 способов избавиться от аэрофобии

Что вызывает страх полетов и как победить боязнь перед путешествием по небу

Playboy
Путь семьи Тоёда Путь семьи Тоёда

Как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения

Forbes
Смотрите-ка, звезда! Смотрите-ка, звезда!

Певица Лиза Монеточка о своих преподавателях и учебе в школе

Домашний Очаг
Крыло для Boeing Крыло для Boeing

Константин Иванов помогает SpaceX, Tesla и Boeing печатать детали на 3D-принтере

Forbes
Барышня или крестьянка? Популярные советские актрисы с дворянскими корнями Барышня или крестьянка? Популярные советские актрисы с дворянскими корнями

Эти советские актрисы тщательно скрывали свое происхождение

Cosmopolitan
Социальный заказ Социальный заказ

Две студентки МИФИ превратили увлечение волонтерством в ESG-агентство You Social

Forbes
Нейросеть помогла обмануть систему распознавания лиц незаметным макияжем Нейросеть помогла обмануть систему распознавания лиц незаметным макияжем

Новый метод обмана систем распознавания лиц

N+1
Открыть в приложении