Армянский призыв
Как Ереван стал для россиян новой Долиной.
«Количество людей в центре Еревана, русская речь и диалоги, связанные со стартапами, очень напоминают мне Кремниевую долину девять лет назад. В 2013 году я проходил там бизнес-акселератор и познакомился с двумя московскими предпринимателями — теперь я встретился с ними здесь», — делится первыми впечатлениями от переезда в Армению Ренат Хайретдинов, основатель российской компании Infinity Resources, которая занимается подбором проектных IT-команд.
Хайретдинов полон надежд. Он с воодушевлением говорит о перспективах своего бизнеса в Армении. Он отмечает, что местные власти настроены сотрудничать с российскими предпринимателями и помогают им интегрироваться в экономику страны. Первого марта в Министерстве экономики Армении создали рабочую группу, которая будет оказывать поддержку предпринимателям, приехавшим из России, Белоруссии, а также из Украины.
Сориентироваться на месте прибывшим россиянам помогают и всевозможные чаты и Telegram-каналы, в которых есть необходимая информация о том, как зарегистрировать компанию, снять жилье, найти няню или детский сад для ребенка и где в Ереване самая вкусная шаурма. Например, в Telegram-чате «Переезд в Армению/ Взаимопомощь» состоит уже более 18 500 человек. Forbes пообщался с предпринимателями, которые успели перебраться в Армению, о том, почему они приняли это решение, с какими проблемами столкнулись и что планируют делать дальше.
Русские с чемоданами в руках
Основатель сервиса видеоинтервью VCV Арик Ахвердян живет между Ереваном и Москвой уже два года. Когда в феврале 2022 года пошла волна эмиграции российских компаний, он стал одним из админов Telegram-канала для перебравшихся в Армению — «2022 Relocation/Армения». Сейчас у канала уже более 15 000 подписчиков. По словам Ахвердяна, большая их часть — это предприниматели и профессионалы из сферы IT. Также среди подписчиков канала есть предприниматели, которые строят международный бизнес, сотрудники международных и российских компаний, которые работают удаленно, предприниматели, оставившие бизнес и команду в России, и безработные, которые уволились в панике, уехали из России и пока не решили, что будут делать, рассказывает Ахвердян.
Ренат Хайретдинов объясняет популярность Армении среди айтишников тем, что местные власти еще в 2015 году снизили для IT-сектора ставку подоходного налога до 10% (специалисты из других сфер, по его словам, платят 26% и более) и освободили IT-компании от уплаты налога на прибыль. Также в стране «все достаточно просто» с нетворкингом, рассказывает предприниматель: «Все открыты к диалогу». Например, в одном из Telegram-каналов, Economy of Armenia (более 13 000 подписчиков), аудиочаты с пользователями проводит министр экономики Армении Ваган Керобян. «В Тбилиси переехали свободные художники [дизайнеры, фотографы, журналисты], а в Ереван — айтишники. И Тбилиси повезло меньше», — смеясь, говорит основательница российского коммуникационного агентства, пожелавшая остаться анонимной. Она считает, что, в отличие от «креативщиков», IT-специалисты смогут обеспечить большой приток денег в экономику и позитивно повлиять на IT-инфраструктуру страны, если задержатся в ней. «В очереди за социальными картами каждый второй предлагал запилить свои Госуслуги», — говорит она.
Собеседница Forbes вместе с мужем, совладельцем коммуникационного агентства, улетела из Москвы в Ереван 9 марта, поскольку они лишились возможности принимать оплату от половины компаний-клиентов, которые зарегистрированы не в России. Часть клиентов продолжили переводить деньги агентству в евро через свои кипрские юрлица. Но вскоре и этот способ стал невыгодным: 28 февраля вышел указ об обязательной конвертации 80% валютной выручки в рубли. Из-за «совершенно сумасшедшего» обменного курса предприниматели попросили клиентов задержать платежи до тех пор, пока их агентство не зарегистрирует ИП или юрлицо за рубежом. Супруги стали изучать, где можно сделать это быстрее всего, и остановились на Армении. «В большинстве стран только открытие [корпоративного] счета занимает минимум три недели. Армения выделялась на общем фоне. К примеру, ИП тут можно зарегистрировать за 15 минут», — говорит предпринимательница.
Сразу после перелета супруги купили местные сим-карты и разменяли деньги. «В Москве мы снять валюту со счетов не смогли и чисто случайно нашли в шкафу заначку с наличными долларами — собственно, ее и взяли с собой, — рассказывает основательница агентства. — Мы особо не потеряли на комиссиях: нас встретил армянин и сразу показал, где менять валюту выгодно — в супермаркетах SAS [в них есть окошко, где меняют валюту]». В очереди на обмен в SAS пришлось стоять около 40 минут «в толпе таких же фаундеров с квадратными глазами», говорит собеседница Forbes: «Да и вообще за первый день, пока делали дела, встретили в центре человек 30 русских с чемоданами в руках — очень много людей в те дни приехало».