Авиация / Исследование
Заоблачный сервис
Forbes впервые составил рейтинг авиакомпаний, сравнив их ценовую политику и качество обслуживания.
Что для пассажира важнее — хороший сервис авиакомпании или выгодные тарифы? Как выбрать оптимальное соотношение цены и качества? На эти вопросы Forbes отвечал при подготовке нового рейтинга «20 лучших авиакомпаний». В 2016 году, по данным Росавиации, более 26 млн пассажиров проголосовали рублем за «Аэрофлот», который называет себя авиакомпанией премиум-класса. Исследование агентства «Авиапорт» подтверждает этот статус: у «Аэрофлота» лучший сервис в российском небе среди отечественных перевозчиков. Но в нашем рейтинге оценка его качества немного скорректирована за счет статистики по задержкам рейсов: «Сибирь» в 2016 году была немного пунктуальнее «Аэрофлота». При исследовании ценовой политики авиакомпаний мы разделили примерно 500 рейсов на группы в зависимости от длительности полета, «Аэрофлот» оказался представленным в каждой группе. Означает ли это, что на многих рейсах «Аэрофлоту» просто нет альтернативы и именно этим объясняется его высокий пассажиропоток? Вовсе нет.
У «Аэрофлота» появился реальный конкурент: при сопоставимом сервисе цены «Сибири» привлекательнее
Во-первых, наше ценовое исследование показывает, что полет «Аэрофлотом» не всегда такой дорогой, каким может показаться на первый взгляд. А во-вторых, выбор все же есть. По результатам наших подсчетов мы присудили первое место «Сибири», которая за последние годы превратилась в реального конкурента «Аэрофлота»: при сопоставимом сервисе ее цены в среднем чуть привлекательнее. И, что важно, маршрутные сети и ценовая политика «Уральских авиалиний» и «Ютэйр» — альтернатива для менее взыскательных пассажиров.
Также в отличие от «Авиапорта» мы довольно высоко оценили «Победу» — низкобюджетную «дочку» «Аэрофлота». Ее стремительно растущий пассажиропоток (4 млн человек, рост на 43% к 2015 году) говорит о большом количестве людей, готовых ради дешевого билета терпеть некоторые неудобства. Мы убедились в том, что на подавляющем большинстве рейсов «Победа» действительно предлагает самые низкие цены. Именно это, а также высокая пунктуальность обеспечили ей третье место в рейтинге Forbes.
Как мы считали
В рейтинге представлена оценка российских авиакомпаний и выполняющих полеты в Россию иностранных перевозчиков по соотношению цена/качество. Для оценки качества мы взяли за основу результаты исследования «Сервис в российском небе» агентства «Авиапорт». Под видом «тайных пассажиров» эксперты агентства проверили уровень обслуживания авиакомпаний на всех этапах: от покупки билета до выхода из самолета после перелета. За время исследования выполнено свыше 80 полетов суммарной продолжительностью более 15 суток. К результатам их наблюдений мы добавили еще одну важную сервисную составляющую — пунктуальность (источник статистики по российским авиакомпаниям — Росавиация, по иностранным — flightstats.com). Далее мы присвоили авиакомпаниям баллы за качество услуг, максимум — 50. Для оценки ценовой политики специально для Forbes российский метапоисковик авиабилетов Aviasales проанализировал продажи отобранных авиакомпаний за 11 месяцев 2016 года примерно на 500 рейсов и по каждому рейсу вывел средний чек одного взрослого пассажира. Рейсы мы разбили на группы в зависимости от продолжительности полета (12 групп на внутренних линиях и 12 групп на международных линиях) и сравнили ценовую политику авиакомпаний в каждой группе, присвоив баллы: чем дешевле билеты, тем выше балл (максимум — 50). Затем мы вывели средний балл за ценовую политику для каждой авиакомпании. На последнем этапе мы ранжировали авиакомпании по сумме двух баллов.
01. Сибирь
Качество 40
Цена 32
Общий балл 72
Год создания: 1992
Владельцы: Наталья и Владислав Филевы
Руководитель: Владимир Объедков
Количество пассажиров: 8,9 млн (январь–ноябрь 2016)
Базовые аэропорты: Толмачево (Новосибирск), Домодедово (Москва)
S7 — это бренд авиакомпании «Сибирь». Все рейсы осуществляются только на Boeing и Airbus. «Сибирь» славится рекламными кампаниями и креативностью. В 2016-м инди-рок-группа OK Go и S7 Airlines сняли первый музыкальный клип в невесомости. Когда «Трансаэро» ушла с рынка, S7 Airlines стала второй по размеру авиакомпанией страны после «Аэрофлота». В сентябре 2016-го Владислав Филев объявил о покупке плавучего космодрома «Морской старт». По его словам, группа инвестировала в проект $150 млн.
02. Аэрофлот
Качество 39
Цена 31
Общий балл 70
Год создания: 1923
Владелец: Росимущество (51,17%)
Руководитель: Виталий Савельев
Количество пассажиров: 26,6 млн (январь–ноябрь 2016)
Базовый аэропорт: Шереметьево (Москва)
Крупнейший авиаперевозчик страны стал одним из главных бенефициаров ухода «Трансаэро» с рынка: именно «Аэрофлоту» достались права бывшего конкурента на 37 из 46 международных маршрутов. По данным Росавиации за 11 месяцев 2016 года, на «Аэрофлот» и три его дочерние компании («Победа», «Россия», «Аврора») пришлось 40 млн пассажиров, или 48,8% перевозок российских компаний. Таким образом, за год доля группы на рынке (без учета иностранных авиакомпаний) выросла на 6,9 процентных пункта.
03. Победа
Качество