Кристина Тимановская: как побег в Польшу повлиял на её спортивную карьеру

Forbes WomanСпорт

Кристина Тимановская: «Я много лет боялась сказать правду»

Текст / Софья Бронтвейн

Второго августа 2021 года белорусская спортсменка Кристина Тимановская должна была пробежать на Олимпийских играх в Токио дистанцию 200 м. Накануне выступления выяснилось, что тренерский состав сборной, не предупредив ее, принял решение включить легкоатлетку в эстафету 4×400 м, которую раньше Тимановская не бегала. После того как она раскритиковала действия тренеров в своем Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), было принято решение снять ее с Олимпиады «в связи с ее эмоционально-психологическим состоянием», заявили в пресс-службе НОК, и вернуть в Белоруссию. В аэропорту Тимановская обратилась за помощью к полиции и в итоге улетела в Польшу. Когда готовился этот номер Forbes Woman, Тимановская находилась в Варшаве и ждала разрешения от МОК поменять спортивное гражданство и присоединиться к сборной Польши. Тимановская рассказала Forbes Woman, как этот международный конфликт повлиял на ее спортивную карьеру и будущее.

Вы случайно в 15 лет выяснили, что умеете бегать быстрее сверстников — и мальчиков, и девочек. Почему вы решили, что бег станет вашей карьерой?

Изначально мне не казалось, что бег будет моей будущей карьерой. Мне просто понравилось, что в моей жизни появилось новое хобби. До этого я никогда спортом не занималась, а тут вдруг получилось хорошо пробежать. Мне предложили выступить на соревнованиях. Как любому подростку, мне было интересно попробовать что-то новое. Тем более спорт давал мне возможность уехать из родного города Климовичи, начать самостоятельную жизнь вдали от родителей. А мы все в 15 лет мечтаем, чтобы родители перестали нас контролировать. Поэтому поначалу это было просто весело — чувство свободы, ощущение независимости. И уже потом, когда спустя год-полтора я начала выигрывать чемпионаты Беларуси среди юниоров и ставить национальные рекорды, я поняла, что это профессия и что я буду готовиться к Олимпийским играм.

До того как вы отобрались в олимпийскую сборную, у вас были проблемы с тренерами? Вас отстраняли от участия в соревнованиях?

В Беларуси это на самом деле нормальная практика. Когда я выступала еще среди юношей, должна была лететь на большие соревнования за границу, но полетела другая девочка — у ее тренера было больше связей. Это никакого отношения к политике не имеет. Обычный блат. В наших сборных такое случалось регулярно — тебя заменяли кем-то в последний момент.

Но, например, в последний год мы не могли вылететь спокойно за границу. Появился указ, по которому нужно получать разрешение от Министерства спорта, чтобы посещать сборы или выступать в другой стране. Естественно, разрешение практически никогда не давали. Мне удалось выехать буквально два раза зимой, хотя у меня в то время был тренер в Австрии и я объясняла, что готовлюсь к Олимпийским играм, поэтому мне нужно улететь и быть рядом со своим тренером. Но меня никто не слушал. Хотя я говорила, что могу не пробежать за 22 секунды, могу не попасть в финал, если буду заниматься одна.

Почему никому не давали разрешения?

Они изначально пытались объяснять это угрозой заразиться COVID-19, но никакого официального документа об ограничениях и опасностях не было. Такой документ, действительно регламентирующий полеты в связи с коронавирусом, мы увидели буквально в июне. При этом другие страны спокойно отпускали и принимали спортсменов, которые летали на сборы, тренировались и выступали. То есть для них угрозы заразиться COVID-19 не существовало, а для белорусских спортсменов выезжать почему-то было опасно.

Вернемся к Олимпиаде. Когда вы поняли, что попали в сборную?

По-моему, это был 2019 год — чемпионат Беларуси. Я выполнила норматив на Олимпийские игры и поняла, что 100% поеду на Игры. Почему-то представители Национального олимпийского комитета говорили мне, что якобы они разрешили мне туда поехать, с их позволения я оказалась в Токио. Но это абсурд — если выполнен олимпийский норматив, я имею полное право поехать на Олимпиаду и принимать в ней участие. И мне не нужно разрешение правительства или тренерского состава.

Когда вы попали в сборную, как складывались отношения с тренерами?

За последний год было много разных ситуаций. Например, когда поменялось начальство в нашем центре по легкой атлетике, первое, что сделал новый директор Анатолий Макаревич, он запретил моему мужу помогать мне тренироваться. Арсений всегда был моим вторым тренером. И он помогал мне готовиться, потому что к основному тренеру в Австрию я попасть не могла. А тут пришел новый директор и просто запретил.

Он сказал, что это не входит в обязанности инструктора-методиста и Арсений не имеет права помогать мне с тренировками. Хотя мы объясняли, что у меня здесь нет другого тренера, что я готовлюсь на Олимпиаду и мне нужно показывать результаты, но его это не особенно интересовало. Я не знаю почему, какого-то внятного ответа у меня нет до сих пор. Мы две недели пытались добиться, чтобы мужу разрешили ходить ко мне на тренировки. В это время я тренировалась одна. И был, например, момент, когда я даже небольшую травму получила, потому что делала тренировку, когда рядом никого не было. Но это никого не волновало. И потом внезапно они дали разрешение. Муж ходил ко мне на тренировки. Какое-то время все было в порядке, мы могли спокойно тренироваться, а потом Арсения начали лишать премий, постоянно были претензии к нему по работе. И в скором времени он уволился, потому что это было невозможно.

Почему к вам и к Арсению было такое отношение?

Такое отношение было ко всем спортсменам, которые, допустим, подписали письмо против сфальсифицированных выборов в Беларуси. Или к таким, как я, которые когда-то могли открыто высказываться против режима. Спортсменов, которые подписали провластное письмо, это не касалось. После поста в поддержку протестов меня неоднократно лишали премии на работе.

Кристине Тимановской 24 года

Вы высказывались открыто против разгона протестов?

Я высказывалась в поддержку протестов, которые были реакцией на сфальсифицированные выборы, и против насилия. И у меня на странице в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) сейчас остался только пост против насилия. Потому что когда я выложила пост о протестах, буквально через пять минут мне позвонили и сказали удалить. Говорили с угрозами, с наездами. И я его удалила.

От кого обычно исходили такие требования и угрозы? Это были звонки из правительства?

Звонил либо главный тренер, либо кто-то из Федерации легкой атлетики, либо из МВД. Например, из милицейской спортивной команды, где я работала. Постоянно кто-то из начальства звонил. Бывало, все по очереди объясняли, что я сделала не так.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бедный богатый жених Бедный богатый жених

Известный московский холостяк просит девушек прекратить на него охоту

Tatler
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Все побежали, и я побежала Все побежали, и я побежала

Год назад жена правителя Дубая принцесса Хайя сбежала из дворца в Лондон

Tatler
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Судьба разведчика Судьба разведчика

Под покровом секретности на Урале в 1962 году случился международный скандал

Популярная механика
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Пусть едят пирожные Пусть едят пирожные

О сюрпризах, которые случаются внутри эклеров

Tatler
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
Вокруг Байкала Вокруг Байкала

Мы обошли наводненные туристами места, чтобы увидеть дикий Байкал

Отдых в России
Тбилисские гости Тбилисские гости

«Наша жизнь состоит из моментов, когда ты встречаешься с друзьями»

Seasons of life
Не время паниковать: почему осенью волосы начинают выпадать сильнее Не время паниковать: почему осенью волосы начинают выпадать сильнее

Рассказываем, почему осенью волос на расческе остается больше обычного

ТехИнсайдер
Тут как тут Тут как тут

Дорога из Дербента в Махачкалу на страницах скетчбука

Seasons of life
Неприметные живые фабрики Неприметные живые фабрики

Как живые организмы синтезируют токсичные вещества

Наука и жизнь
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Открыть в приложении