Яхтинг — одна из великих свобод, которая пробуждает живущего в каждом кочевника

Forbes LifeСтиль жизни

На карантине, но не взаперти

Представители ведущих североевропейских верфей рассказали Forbes Life, как изменился яхтенный рынок за прошедший год: о работе в три смены, видеоэкскурсиях для клиентов, растущем спросе на яхты и тренде на экологичность.

Текст: Антон Черкасов-Нисман

Seaxplorer 77

В пандемийном 2020 году верфям, прежде не знавшим подобных вызовов, пришлось перестраивать привычные процессы, чтобы не останавливать производства и не терять связи с клиентами. Строительство суперъяхт — капиталоемкий бизнес, а потому входной порог в него очень высок. Высоки и риски, поэтому справиться с последствиями пандемии и остаться на рынке удалось не всем. Мы расспросили владельцев и топ-менеджеров ведущих североевропейских верфей о том, как их компании пережили кризис, какие настроения и тренды наблюдаются в отрасли, дорожают ли яхты и как изменились запросы и предпочтения заказчиков и владельцев крупных прогулочных судов.

Коммер Дамен

Председатель Damen Group

Мы активно работаем в разных областях судостроения и в целом неплохо сумели предотвратить проблемы, которые могло бы вызвать нарушение цепочек поставок, хотя это было непросто. С другой стороны, у нас возникло много сложностей с передачей готовых судов заказчикам, поскольку инженеры не могли ездить в командировки. Приходилось тем или иным образом сдавать заказы удаленно, транслируя пуско-наладочные инструкции для различных систем онлайн.

Время показало, что инвестиции в суперъяхты оказываются выгодными. Если вы посмотрите на стоимость яхт Amels на вторичном рынке, то увидите, что цены на них приближаются к таковым на новые проекты. Порой мы даже жалеем, что в свое время не оставили несколько лодок себе! Если говорить об инвестициях в наш собственный бизнес, то пока мы действуем осторожно, поскольку видим, что некоторые области индустрии еще не восстановились. Судостроение в широком смысле всегда было подвержено влиянию политических решений, поскольку долгое время оставалось субсидируемой отраслью. К счастью, сейчас это не так, но этот рынок все равно не такой открытый, как многие другие, и на нем неминуемо сказываются политические процессы.

Майкл Бреман

Директор по продажам Lurssen Yachts

Вокруг много говорят о нарушенных из-за пандемии цепочках поставок, но я думаю, что все не так плохо. Да, приходится адаптироваться, менять привычный подход, но я не могу сказать, что цепочки поставок были именно разорваны — мы ничего такого не почувствовали. А вот для сохранения здоровья сотрудников во время карантина нам пришлось начать работать в несколько смен, чтобы в доках и офисах одновременно находилось как можно меньше людей. Также я не слышал, чтобы кто-то говорил об увеличении стоимости строительства новых суперъяхт. Конечно, сейчас приходится еще внимательнее следить за сроками, поскольку внезапно может возникнуть дефицит каких-либо комплектующих или начаться новый локдаун, но пока нам удается избегать серьезных проблем.

Конкуренция за клиентов остается такой же острой, какой она, в общем-то, была всегда — в нашем сегменте рынка их крайне мало. Для потенциальных заказчиков сейчас подходящее время, чтобы принять решение о покупке суперъяхты, ведь в мире мало кто умеет строить крупные суда. Если кто-то задумал построить новое судно, я бы посоветовал не затягивать.

Flying Fox

Во время пандемии некоторые владельцы яхт Lurssen проводили на борту больше времени, чем обычно, поняв, что так безопаснее. А в остальном все идет своим чередом: люди проводят у нас рефиты (обновление, ремонт, переоборудование или восстановление старых судов. — Forbes Life), мы продолжаем получать новые заказы и строить новые яхты. Можно было бы предположить, что в свете всех этих событий у клиентов появятся какие-то специфические запросы, но ничего такого нет. Большинство наших яхт изначально спланировано так, что на них есть помещения, где можно изолировать заболевших. Зато главной темой для обсуждения (без связи с пандемией) стали новые виды пропульсивных систем (судовых силовых комплексов. — Forbes Life). Мы стараемся уходить от ископаемого топлива и двигателей внутреннего сгорания в сторону топливных ячеек (топливные элементы, в которых электрический ток и тепло вырабатываются из водорода в ходе электрохимической реакции. — Forbes Life

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Сергей Королев Сергей Королев

Правила жизни Сергея Королева

Esquire
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
Дачный сезон Дачный сезон

Зачем Олегу Тинькову экспедиционное судно La Datcha Expedition Yacht 77

Forbes Life
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Что ты такое? Что ты такое?

Как за последние десятилетия поменялось наше гендерное восприятие

Men’s Health
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
Живая сталь Живая сталь

Виталий Ковтун о том, чего стоит восстановить культовый Ford Mustang 1967 года

Men’s Health
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
В плену антиутопий В плену антиутопий

Настоящая битва экосистем развернулась между «Яндексом» и «Сбером»

Forbes
Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты

Чем уникален седноид на краю Солнечной системы, получивший прозвище «Аммонит»

Inc.
Соучастники космоса Соучастники космоса

Как и зачем запускают совместные космические миссии? Рассказывает Натан Эйсмонт

Монокль
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
От злодея поневоле до иконы супергероики: как Супермен покорил мир кино От злодея поневоле до иконы супергероики: как Супермен покорил мир кино

Путь Супермена: со страниц комиксов на большой экран

Forbes
Польза печени трески: почему врачи рекомендуют есть этот деликатес зимой Польза печени трески: почему врачи рекомендуют есть этот деликатес зимой

Вкусная на бутерброде, источник незаменимых витаминов — все это печень трески

РБК
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Разблокировка на доверии Разблокировка на доверии

Как действует механизм разблокировки замороженных активов через траст

Ведомости
Уже не косметика, но еще не лекарство: чем опасна космецевтика Уже не косметика, но еще не лекарство: чем опасна космецевтика

Чем опасно бесконтрольное применение космецевтики?

Forbes
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

Forbes
Любовь победит Любовь победит

Регина Тодоренко и Влад Топалов — о работе над проектом «Ставка на любовь»

OK!
Стукнул чужое авто на парковке, оставил телефонный номер и уехал: можно ли так поступить Стукнул чужое авто на парковке, оставил телефонный номер и уехал: можно ли так поступить

Можно ли покинуть место ДТП, оставив записку с телефонным номером?

ТехИнсайдер
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Билет в будущее Билет в будущее

Что такое целевое обучение и почему оно может стать трамплином в карьере

Лиза
Как работает автофокус в фотоаппарате? От сенсора до мотора в объективе Как работает автофокус в фотоаппарате? От сенсора до мотора в объективе

Как работает автофокус: подробно и со схемами

ТехИнсайдер
Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников

О самых дорогих картинах, вышедших из под кистей российских мэтров живописи

ТехИнсайдер
На орбите планеты VENERA На орбите планеты VENERA

У артистки Дарьи Яниной новый этап — проект под именем Venera

OK!
Открыть в приложении