Искусственный интеллект — угроза для образования или полезный инструмент?

ФедералПрессHi-Tech

«Учитель останется проводником знаний»: педагог о роли ИИ в образовании

Ксения Кобалия

В семье, где почти все служили Отечеству в погонах, он выбрал служение у школьной доски. Наш собеседник — учитель истории, заместитель директора нижегородской школы № 151 Валерий Мозговой, — несмотря на военную династию, пошел по стопам своей бабушки — педагога. Он рассказал, почему искусственный интеллект — не угроза для образования, а полезный инструмент, способен ли он заменить живого учителя или хотя бы стать его помощником. Педагог уверен: ИИ не ведет к «оглуплению» и даже может быть полезен детям.

ИИ — реальная угроза или инструмент помощи?

Согласно опросу ВЦИОМ, 46% россиян не разрешили бы своему ребенку использовать ИИ для учебы. Сталкивались ли вы в своей практике с работами, выполненными при помощи нейросетей?

Наша школа активно изучает возможности работы с нейросетями. В рамках этого процесса мы даже проводили среди учащихся опросы — небольшие анкеты — о том, как и как часто они их используют. И по результатам анкетирования было выявлено, что в восьмых и девятых классах примерно 60% используют искусственный интеллект несколько раз в неделю, в десятых и одиннадцатых — чаще (порядка 80% ребят). Достаточно много детей, которые пользуются ИИ грамотно. Это действительно становится распространенным явлением, особенно среди учащихся девятых — одиннадцатых классов.

Есть несколько основных признаков, по которым легко можно определить, что задание выполнено с использованием ИИ. Это, к примеру, шаблонность формулировок, потому что нейросети часто используют стандартные конструкции, распознаваемые по машинному характеру. Работа может быть написана на уровне, который явно превышает возможности учащегося, а если говорить про мой предмет, историю, то особенно в части аргументации и использования терминов. Легко можно выявить механические повторы, — нейросети часто генерируют тексты с повторяющимися фразами. Видно, когда ученик поработал, к примеру, с презентацией, а где просто скопировал.

Ряд экспертов заявляет, что применение ИИ ведет к «оглуплению» и приучает детей «ничего не делать». Как вы относитесь к этим прогнозам?

Важно понимать — проблема не в самом использовании искусственного интеллекта, а в том, как именно его используют. Многие родители и дети могут воспринимать нейросети как инструмент для списывания, но не как помощника в обучении. Я считаю, что это неверно. Искусственный интеллект — инструмент очень полезный, который может и должен, как мне кажется, использоваться в сфере образования. Здесь еще важно научить детей правильно взаимодействовать с нейросетями: использовать их для развития и критического мышления, и творческих способностей, а не для простого копирования готовых решений. ИИ не заменяет мышление, но может расширить его возможности.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении