Как экологические требования к деятельности морпортов влияют на их работу

ФедералПрессБизнес

Трансформация экологических требований к деятельности морпортов в России

Елена Бутырина

Экологические требования к деятельности морских торговых портов в России постепенно ужесточают с целью минимизации воздействия на окружающую среду. За последнее время изменились условия выбросов и управления судовыми и портовыми отходами, были, в частности, введены более строгие правила для перевалки, дробления и сортировки угля. Морпорты должны стать более экологичными: внедрять современные технологии, эффективнее управлять отходами и в целом серьезнее относиться к природоохранной работе. Как эти изменения влияют на их работу?

Наказывать нельзя разрешить

Изменения в природоохранном законодательстве применительно к деятельности морских торговых портов касаются разных аспектов.

Например, с 1 мая 2024 года суда получили возможность сдавать некоторым арктическим портам остатки нефти и вредные жидкие вещества.

Кроме того, в 2025 году в законодательстве было введено новое понятие «биологические отходы» и предусмотрены строгие меры ответственности для арендаторов и пользователей морпортов: в случае выявления нарушений санитарно-эпидемиологического или экологического характера капитан порта вправе запретить дальнейшее использование порта и расторгнуть договоры с пользователем.

А с 1 сентября 2025 года стали строже наказывать за невыполнение предписаний проверяющих, касающихся перевалки, дробления и сортировки угля в морских или речных портах. Если раньше за повторное неисполнение требований максимальным наказанием был несущественный штраф, который стивидоры предпочитали инвестициям в технологии, то теперь к штрафу в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей за первое нарушение и от 300 тыс. до 600 тыс. рублей за повторное в течение года могут приостановить деятельность на срок до 90 суток и даже досрочно в судебном порядке расторгнуть договор аренды объектов инфраструктуры морпорта.

Предполагается, что данные меры избавят рынок от недобросовестных участников и станут стимулом для развития наилучших доступных технологий.

Перевалка должна быть технологичной

Добросовестные порты внедряют и развивают такие технологии. Особенно после того, как в 2020 году Минтрансом России было закреплено понятие закрытой перевалки угля в морпортах, включающее в себя совокупность самых перспективных и эффективных технологий, входящих в специальный справочник.

Их использование важно при погрузочно-разгрузочных операциях не только с древесным и каменным углем, способными к самовозгоранию и выделению пыли, но и с другими опасными грузами.

Ранее на проблему отсутствия необходимых технологий для безопасной и экологичной перевалки неоднократно указывали как экологи, так и власти регионов. Так, в 2017 году всерьез заговорили о необходимости модернизации угольных терминалов в портах Приморья, прежде всего из-за нерешенной проблемы угольной пыли. В 2025 году Уссурийская транспортная прокуратура обнаружила нарушения при перевалке сжиженного углеводородного газа в Уссурийске. Кроме того, в этом году в результате проверок была временно приостановлена работа пяти нефтяных терминалов на Черном и Азовском морях, среди которых — два из трех выносных причальных устройств Каспийского трубопроводного консорциума.

На сегодняшний день мониторинг деятельности крупных морпортов России показывает, что в основном их специализированные терминалы оснащены требуемыми технологиями для перевалки опасных грузов.

Например, на насыпном терминале черноморского порта Тамань в Краснодарском крае перевалка угля осуществляется с использованием вагоноопрокидывателей для закрытой перевалки, крытой конвейерной системы с металлическими кожухами для пылеподавления, пересыпных станций — крытых приемных бункеров, водяных пушек на складах для орошения, 25-метровых пылеветрозащитных экранов-стенок по всему периметру угольных складов. При выгрузке работает система пылеподавления водяным туманом. Для уменьшения пыления при погрузке судна предусмотрен специальный телескопический рукав. А система аспирации ежечасно улавливает и удаляет 180 тыс. кубометров пыли в станциях разгрузки вагонов при степени очистки 99,9%. Все это позволяет снизить уровень запыленности до 80%. Как результат: ежегодное уменьшение коэффициента антропогенной нагрузки на 5% год к году. Применяются технологии для безопасных погрузочно-разгрузочных операций и на наливном терминале в порту: на всех этапах — от разгрузки

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении