Роман Чекушов: «Мы открыли для себя новые рынки»
О работе в условиях санкционных ограничений, выстраивании новых логистических цепочек и новых направлениях экспорта рассказал статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов.
Жесткие ограничения уже не нужны
С 2022 года действует постановление, ограничивающее вывоз продукции за пределы РФ. Однако все время предпринимаются попытки смягчить эти меры. Произошло ли это смягчение на самом деле?
Ограничения касаются вывоза иностранной продукции, попавшей под санкционные ограничения и необходимой для нормальной, эффективной работы нашего промышленного комплекса. За два с лишним года работы этого механизма можем констатировать, что со своей задачей он справился, предотвратив «шоковый отток» из страны производственных комплексов тех компаний, которые в 2022–2023 годах принимали решения об уходе из России. Кроме того, за это время наметились две тенденции. Первая — российские компании запускают производство все новой номенклатуры. Вторая — дружественные страны также начинают выпускать продукцию, которая замещает прекратившиеся поставки из западных стран.
Мы раз в квартал совместно с коллегами из Минэкономразвития России постепенно сокращаем этот перечень. И будем дальше сокращать, чтобы не ограничивать внешнеторговые операции. Кроме того, мы начали выдавать «горизонтальные» разрешения, не имеющие ограничений по количеству вывозимой продукции. Это связано с обслуживанием техники, значительным объемом партий, широкой географией экспорта. Поэтому готовы двигаться дальше и во взаимодействии с бизнесом искать новые форматы либерализации этого инструмента.
То есть смягчение происходит не из-за давления бизнеса, а исходя из баланса ситуации?
Мне не нравится слово «давление». Скорее есть запрос от бизнеса, который мы учитываем и принимаем сбалансированное решение. Но, безусловно, важен и баланс — какую номенклатуру производим, покрываем ли внутренний спрос. Экспорт не должен наращиваться во вред производственным цепочкам внутри страны, не должен сокращать ассортимент товаров в магазинах. То есть речь идет об аналитической работе. Однако инициатор — всегда бизнес.
Все меняется
Насколько структура экспортно ориентированного бизнеса изменилась за последние несколько лет?
Экспорт из нашей страны на протяжении последних двух с половиной лет носил волнообразный характер. Это было связано и с нарушением логистических цепочек, и со все новыми пакетами санкций, и с необходимостью адаптации бизнеса к этим условиям. Поэтому динамику можно увидеть такую: спад — подъем — спад — подъем. Но если говорить в целом, то за половину 2024 года мы выросли по несырьевому неэнергетическому экспорту. То есть многие процессы восстанавливаются. Перед нами стоит задача, поставленная президентом РФ Владимиром Путиным, обеспечить рост ННЭ на 2/3 в сравнении с 2023 годом. При этом более корректно сравнивать сегодняшние показатели с прошлым и позапрошлым годами, чем с 2021-м, который был рекордным по объему ННЭ, но в то же время досанкционным.
После введения первого пакета санкций особенно пострадала машиностроительная отрасль. Это было связано с тем, что значительная часть кооперационных цепочек была выстроена именно с компаниями из недружественных стран.