Легенды и мифы советского спорта
Основатель сайта sports.ru Станислав Гридасов специально для Esquire составил топ-10 легендарных спортсменов России, которые в прошлом веке лучше остальных держали клюшку, бросали мяч и переставляли фигуры на шахматной доске.
Хоккей: Такой пятерки мировой хоккей не знал никогда
Идеальный продукт советской (и тренера Тихонова) системы мог бы походить на великолепный компьютер. Идея коллективного взаимодействия, сотворчества была заложена в ранние годы советского хоккея. С первых лет наш хоккей генерировал великие тройки: Бабич – Шувалов – Бобров, Локтев – Альметов – Александров, братья Майоровы и Старшинов, Михайлов – Петров – Харламов. В последнее советское десятилетие Тихонов собрал уже не тройку, а целую пятерку. На Западе их называли KLM – по первым буквам фамилий нападающих и по созвучию с голландской авиакомпанией, но это был, конечно, никакой не самолет.
1Всеволод Бобров
Заслуженный мастер спорта (1948)
Заслуженный тренер СССР (1967)
Футбол, хоккей, хоккей с мячом
Боброву прощали все – даже то, за что других звезд, артистов или спортсменов сажали в тюрьму.
Поэт Евтушенко назвал его «Гагариным шайбы на Руси», и это не просто блескучий, как пиджак с модной искрой, образ. Бобров и был как Гагарин – любим всей страной, первопроходец, небожитель, но и свой парень, обычный, нос картошкой, упрямая челка. Природа определила Гагарина в идеальные космонавты, Бобров был идеальным спортсменом – научи его в детстве кто-нибудь не русскому хоккею и футболу, а волейболу или прыжкам в высоту, он и там стал бы лучшим. Рослый, мощный, Бобров управлял своим телом, как некоторые – гоночным автомобилем. Он не боялся никого, даже англичан – в футболе и канадцев – в хоккее. В 1945-м он покорил футбольную Британию, забив в Лондоне «Челси» и «Арсеналу». В 1954-м, на первом для СССР чемпионате мира, опрокинул хоккейный мир, победив канадцев со счетом 7:2. В 1972-м, став уже тренером, в первой же игре против «хваленых канадских профессионалов» победил их со счетом 7:3. Удача шла за ним. Он чудом спасся, не сев в самолет, в котором разбилась вся его хоккейная команда. Ему потворствовал сын Сталина, но не отверг и Хрущев. Секретные доклады КГБ помнят и пьянки Боброва, и преступные связи с иностранками, но пылятся сейчас в архивах, так ни разу и не испортив ему карьеру. А фамильярности и пьяного похлопывания по плечу Бобров не прощал – ни генералам, ни слесарям. За Бобра, как его по-свойски называли, мог сразу двинуть в морду – и двигал не раз.
2Валерий Харламов
Заслуженный мастер спорта (1969)
Хоккей
Бориса Михайлова и Владимира Петрова в народе любили и ценили не меньше, чем космонавтов 1970-х, но легендой стал другой, третий из их звена.
Стране нужен был герой – свой, но немножко иностранный. Так советские люди восхищались грузинскими футболистами и грузинскими певцами – это были наши собственные Милан и Сан-Ремо – и актерами из Прибалтики. Страна хотела песенного героя: яркого, но сгорающего быстро, как Высоцкий, как Чкалов, в честь которого Харламова назвали Валерием. И получила его. Это история про мальчика, который в детстве был слаб и часто болел, а когда пришло время свершений, то всемогущий хоккейный царь Тарасов не увидел в нем героя и сослал за Уральские горы. Это история про преодоление – Харламов не сломался в ссылке и вернулся в Москву. Не сломали его потом и канадцы, бившие Харламова в Суперсерии 1972 года зло и прицельно – как самого лучшего и опасного врага. Не остановила и первая автомобильная авария – Харламов выжил, вернулся в хоккей и снова стал лучшим из лучших. Вопреки легенде, фильму, Харламов не был тонким и изящным, как артист Козловский. Тонкой и изящной была его игра, а сам он был физически крепок, накачан, как культурист из 1990-х, обладая мощной взрывной силой. Харламов был упрям и снова и снова сажал за руль свою жену, так и не научившуюся уверенно водить автомобиль. Это история про любовь. Он любил свою жену Ирину. Они погибли в аварии вместе, в один день.
3Эдуард Стрельцов
Заслуженный мастер спорта (1957)