Каково это – работать на красных кхмеров
Теа Чанда, 56 лет
Я родился в городе Кампонгчнанг в 100 километрах от Пномпеня, столицы Камбоджи.
Мой отец был учителем, а мама продавала рыбу, которую ловил дедушка. Мы были бедными, но не знали, что такое голод. Однажды дедушка взял меня с собой в столицу, там были красивые дома, которых я ни разу до этого не видел. Еще мне запомнились просторные и светлые кафе, где ели французы.
До 12 лет я ходил в школу, а по выходным продавал рыбу вместе с мамой. Иногда по будням папа разрешал мне пропускать занятия, чтобы помогать маме или дедушке.
Однажды рано утром в нашем городе появились военные. Вечером того же дня к нам домой пришли несколько молодых мужчин, один из них сообщил, что оставаться в городе опасно и что мы должны собрать свои вещи и поехать с ними. В грузовике с открытым верхом сидели еще несколько десятков человек – все наши соседи и знакомые. Спустя час мы приехали в какой-то поселок. В ту ночь я впервые в жизни спал на земле. С утра моих родителей и дедушку забрали военные. Тогда я еще не знал, что вижу их в последний раз.
Меня и моих сверстников собрали в одном ангаре и спросили, голодны ли мы. Каждому разрешили набрать вареного риса из казана, что стоял на выходе. Все вещи, которые я взял с собой из дома, забрали. После рис в моем рационе лишь иногда сменялся картофелем или кукурузой.