Братья, улыбайте
Ситкомы в России становятся только популярнее, а продюсерские компании захватывают интернет. Редактор Esquire внедрился в сценарную группу, создающую комедийные фильмы и шоу, и выяснил, кто сегодня заставляет смеяться пятую часть страны
Один из экспонатов Музея Пола Гетти – эксцентричного нефтяного магната, которому посвящен фильм «Все деньги мира» (2017), – бюст «Раздосадованный человек» (The Vexed Man). В 1770-х австрийский скульптор Франц Ксавьер Мессершмидт вылепил лицо человека, будто только что ударившегося мизинцем ноги о тумбочку: искривленный рот, cморщенный нос, зажмуренные глаза.
Уменьшенная копия этого бюста стоит на столе Виталия Шляппо, генерального продюсера Yellow, Black and White – компании, последние двенадцать лет создающей наиболее успешные российские сериалы, фильмы и телепрограммы.
– Мне кажется, это смешно, – Шляппо кивает на «Раздосадованного человека», – с таким выражением лица я обычно читаю то, что мне приносят сценаристы. Это бодрит.
Его трудно вывести на разговор, еще труднее – уговорить покинуть кабинет и дойти до полки с наградами, чтобы сфотографировать со статуэткой «ТЭФИ» (одну из них Шляппо получил в 2009-м за ситком «Папины дочки», другую – в 2011-м за скетчком «Одна за всех»). На этой же полке стоит «Золотая кнопка YouTube», которую площадка вручает каналам, набравшим больше миллиона подписчиков. Это награда каналу сериала «Кухня», который посмотрел в среднем каждый пятый россиянин.
В январе сериал «Лучше, чем люди» производства Yellow, Black and White с Кириллом Кяро и Паулиной Андреевой в главных ролях купил Netflix – по данным источников «Коммерсанта», сумма сделки составила около $1 млн. К слову, сериал был разработан для собственного видеосервиса компании – интернет-платформы START. «Последний богатырь», совместный проект Yellow, Black and White и Disney в России, стал самым кассовым фильмом в отечественном прокате по итогам 2017 года. Сейчас компания запускает онлайн-премьеру сериала Константина Богомолова «Содержанки» и кинотеатральный прокат фильма Резо Гигинеишвили «Трезвый водитель», параллельно разрабатывая еще несколько крупных проектов.
Многие идеи рождаются прямо здесь, в кабинете Шляппо. На стенах развешаны картины белорусских художников (продюсер родом из Витебска). Покупка картин в интернете помогает ему расслабиться.
– Эта – моя любимая.
На картине, висящей напротив его рабочего стола, изображены идущий по пустыне верблюд и на заднем плане – оскалившийся пес.
– Это метафора. Собака лает, караван идет… А вообще мы шутим, что пес кричит: «Где сценарий?!»
В кабинет заходят четыре человека – сценарная группа, работающая над продолжением «Последнего богатыря». Я сажусь в кресло в углу и включаю диктофон.
– Нами заинтересовались спецслужбы, – Шляппо бросает взгляд в мою сторону, – пишут отчет, не представляем ли мы опасности для государства.
– Какого государства?
– Официально это визит журнала Esquire. Но мы же понимаем, что сейчас стране требуется поддержка. России нужны победы!
Здесь, в кабинете Шляппо, начинается моя неделя в Yellow, Black and White, в течение которой я попытаюсь понять, кто и как создает одни из самых популярных ситкомов в стране.
«Тебе нравится местный кофе?» – с сомнением спрашивает секретарь. На ней блузка в желтый, черный и белый цвета, но это просто совпадение. Я допиваю уже третий американо за последние пару часов и киваю. Она предпочитает покупать кофе в кафе на первом этаже.
Вместе с директором по маркетингу Александром Ильиным мы идем по коридорам бизнес-центра на Можайском Валу. За стеклянными перегородками – небольшие комнаты. Исписанные именами и событиями доски на стенах, диваны, кресла, столы – если бы не шарфы разных футбольных команд, развешанные под потолком, они бы ничем не отличались друг от друга. Каждая комната закреплена за сценарной группой того или иного сериала.