Экзистенция и искусственный интеллект: почему бастуют сценаристы
Режиссер, сценарист и колумнист «РБК Стиль» Антон Уткин размышляет, как забастовка Гильдии сценаристов США может отразиться не только на индустрии, но и на мире вокруг (спойлер: без ChatGPT не обошлось)
Если в следующем сезоне вы не увидите новых серий любимого американского сериала, дело, скорее всего, в забастовке Гильдии сценаристов США, которая началась в полночь 1 мая и затронет десятки, если не сотни, сериалов — от недорогого эфирного мыла до гигантских проектов вроде The Last Of Us (кастинг второго сезона суперхита уже остановлен). Это крупнейшая производственная остановка в Голливуде со времен пандемии, а до пандемии — с прошлой забастовки гильдии, которая закончилась в 2008.
Может быть, вы помните, как 15 лет назад планета на несколько месяцев осталась без американских сериалов — где-то урезались сезоны, где-то переносился выход серий, какие-то сериалы попросту закрылись. История рискует повториться, хотя теперешнюю забастовку профсоюз американских сценаристов называет «экзистенциальной», и ситуация там действительно посложнее, чем отчисления за DVD и анимацию. И если в прошлый раз гильдия обсуждала отчисления за только появляющиеся «новые медиа», то сейчас битва со стримерами идет в полную силу. Давайте попробуем вместе разобраться, о чем на этот раз кино и чем это грозит, а может и не только грозит, всем нам.
Чего трудящиеся сценаристы хотят от AMPTP, ассоциации продюсеров Голливуда? В основном — больше денег за residuals. Если сильно упрощать, то это дополнительные отчисления, которые полагаются авторам за повторный показ контента. В эпоху вещательных сериалов все было прозрачнее: каждый очередной показ серии приносил автору еще немножко денег и, если проект становился культовым, по сути, обеспечивал регулярный пассивный доход. В эпоху стримеров этот ручеек отчислений сильно уменьшился. Например, платформа может купить права на показ сериала «целиком» и затем несколько лет крутить у себя — автор увидит небольшую сумму за первоначальную покупку, но совсем не за показы внутри «черной коробочки» стримера. Теперь гильдия хочет больше денег с платформ.
Но это не все требования. Профсоюз хочет разобраться и с «мини-комнатами», небольшими сценарными комнатами, которые образуются до официального запуска проекта, — безусловно, порочная практика брать туда меньше людей на короткие сроки и на небольшие суммы, чтобы запустить проект, отражает общий капиталистический тренд в индустрии, которая от длинных сезонов из 20+ серий (одна серия в неделю в течение полугода) переходит к небольшим сезонам по шесть-восемь, редко больше, серий. «Ну серий-то теперь меньше, значит, и денег должно быть меньше», — резюмируют продюсеры, делая вид, что серия симпатичного мыла вроде Friends, снимавшаяся