Трансформация капитализма и новое глобальное большинство
Как развивается многополярный мир

Будущее общества напрямую зависит от нашей способности справляться с последствиями трансформации капитализма как доминирующего способа производства. Процессы, происходящие в геополитической сфере, предполагают постепенный и необратимый переход от однополярной к многополярной мировой архитектуре. В отсутствие тонкой настройки и качественного управления данные процессы могут подорвать основы глобального благосостояния, мира и демократии. В то же время в условиях технологического и информационного прогресса грамотное управление может открыть новую эру «экономического динамизма» под руководством нового игрока, а именно нового «Глобального большинства» (БРИКС+ и страны- партнеры), эффективно взаимодействующего с Глобальным Югом.
Трансформация капитализма
С начала XX века капитализм претерпел существенную трансформацию по четырем основным направлениям. Во-первых, рост прибыли компании всегда имеет приоритет перед оплатой труда, при этом происходящий в экономике параллельный процесс снижения размера реальной заработной платы, в свою очередь, негативно влияет на потребление. Такое положение дел нивелирует честную конкуренцию, свободный рыночный капитализм и угрожает будущему экономическому росту и развитию.
Во-вторых, усиливающаяся монополизация продукции привела к беспрецедентной концентрации предприятий. Существует понятие глобальной финансиализации, то есть нарастающего доминирования финансовых корпораций в глобальной экономике, которое влечет за собой усиление глобального неравенства. Согласно последним исследованиям, приблизительно 50% всех благ приходится на 1% мирового населения, вследствие чего корпоративные структуры начинают контролировать государственную политику — феномен, известный под названием «приватизация res publica».
В-третьих, расширение торговли необязательно означает дальнейший рост и развитие государства. В последние несколько десятилетий Бреттон-Вудские многосторонние институты активно убеждали страны Глобального Юга в том, что для обеспечения национального роста и развития достаточно специализироваться на экспорте определенных видов товаров. Сейчас очевидно, что данная интерпретация высказываний основателей теорий международной торговли является глубоко ошибочной и маскирует захватнические стремления развитых стран в отношении природных ресурсов Глобального Юга. Международные институты и теоретики международной торговли упускают то, что факторы производства могут меняться. Знания, как наиболее важный фактор производства на сегодняшний день, носят эндогенный характер, и политические решения могут оказывать определяющее влияние на факторы производства. Другими словами, за прошедшие десятилетия развивающиеся страны Глобального Юга имели возможность отказаться от применения рекомендаций многосторонних институтов. Им достаточно было руководствоваться правильной политикой расширения ассортимента продукции, чтобы избежать сырьевой ловушки, ловушки бедности и роста, приводящего к разорению.