Школы ждут перемен
Как синергия государства и бизнеса стимулирует развитие образования в России

Приоритеты социально-экономической политики России на долгосрочной перспективе связаны со сферами, которые определяют качество жизни граждан, — образование, здравоохранение, спортивная инфраструктура. Необходимое сочетание скорости и качества создания социальной инфраструктуры по причине ее капиталоемкости и низкой прибыльности, а также в силу важности сохранения баланса интересов государства и бизнеса сейчас возможно только через государственно-частное партнерство (ГЧП) и концессионные соглашения. Помимо отсутствия гарантий окупаемости таких проектов, участники рынка указывают также на низкую доступность финансирования и пробелы в регулировании. По их мнению, решить эти проблемы могут более активная роль государства и меры господдержки. «Эксперт» на примере образовательной инфраструктуры разбирался, как сейчас устроена отрасль и какие проблемы она пытается решить, чтобы сохранить высокие темпы реализации важных социальных проектов.
Эффект концессии
Проблема доступности социальной инфраструктуры в России с каждым годом становится все острее. По данным Центра ГЧП Сбербанка, во многих регионах, особенно с высокой рождаемостью, есть острая необходимость в обновлении образовательной инфраструктуры, так как население активно переезжает из сельской местности в крупные города. В нескольких десятках регионов есть жилые застройки, на ввод которых девелопер не может получить разрешение ввиду отсутствия социальных объектов.
Наиболее подходящим инструментом для создания государственной социальной инфраструктуры в России на текущий момент является механизм концессии, который позволяет заместить бюджетные средства на инвестиционной стадии частными инвестициями, а также привлечь частную экспертизу при строительстве и эксплуатации объектов. «В итоге государство получает здесь и сейчас детские сады, школы и больницы для обеспечения социальных гарантий, а расплачивается за такое имущество на горизонте от 8 до 15 лет. Так механизм концессии ускоряет создание социальной инфраструктуры», — рассказывает начальник Центра ГЧП Сбербанка Анна Багинская.
В Сбере отмечают, что программы, включающие возможность софинансирования из федерального бюджета расходов регионов на концессионные соглашения, позволяют в короткие сроки реализовать кратно большее количество проектов, чем это возможно по госзаказу, даже при условии роста стоимости строительства.
ГЧП-активисты
Концессионные соглашения строительства школ в России появились в 2021 году. А уже сегодня, по данным Национального центра ГЧП, образование и наука традиционно входят в топ‑3 популярных направлений реализации таких проектов в России.
В числе первых были 15 проектов в рамках государственной программы «Развитие образования» — концессионные соглашения с Республикой Бурятия, Белгородской, Калужской и Самарской областями. Для их реализации было создано ООО «ПроШкола» (дочерняя структура ВЭБ.РФ), на основании распоряжения правительства определенное концессионером, с которым могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса.
«Сейчас “ПроШколой” введено в эксплуатацию 34 школы общей вместимостью более 26 тыс. учеников. Это комфортные, современные и безопасные образовательные пространства. Всего при поддержке ВЭБ.РФ будет построено по концессии 65 новых школ в 22 субъектах, это более 59 тыс. школьных мест», —рассказал «Эксперту» главный управляющий директор ВЭБ.РФ, генеральный директор ООО «ПроШкола» Александр Чеботарев.
По его словам, с 1 сентября начнут работу еще 13 новых школ, построенных по концессионным соглашениям между «ПроШколой» и регионами или муниципалитетами. Новые образовательные учреждения откроются в Республике Чувашия, Республике Саха (Якутия), Челябинской, Тульской, Белгородской, Архангельской, Липецкой и Сахалинской областях. В общей с ложности они рассчитаны на 14 279 мест.
Так, для школьников Челябинской области 1 сентября 2025 года откроются сразу три школы общей численностью 3,8 тыс. мест для детей. Концессионные соглашения заключили «ПроШкола» и Министерство образования и науки Челябинской области. Кредиторами выступили ВЭБ.РФ и ПАО «Сбербанк». Общая стоимость создания объектов — 6,1 млрд руб., из них 1,7 млрд руб. — инвестиции ВЭБ.РФ и более 3 млрд руб. — ПАО «Сбербанк», как старшего кредитора. Из федерального бюджета получена субсидия в размере 1,76 млрд руб. на капитальный грант и планируется получение еще 2,4 млрд руб. на софинансирование расходов по выплате платы концедента в период с 2025 по 2038 год.
Школы возводятся по современному типовому проекту, который уже был успешно реализован на территории области. В них предусмотрены актовые залы, специализированные классы и лаборатории, спортивные и тренажерные залы, бассейны и даже парковки. «Один из основных принципов “ПроШколы” — не привлекать федеральных строительных игроков, а работать с лидерами локального рынка, чтобы в ходе реализации концессии все инвестиции и субсидии оставались в регионе. В результате появляются новые рабочие места и заказы для промышленных и строительных предприятий региона», — говорит Чеботарев.