Сбалансированный договор как основа ГЧП
Как собрать эффективную и востребованную регионом концессию

Инфраструктурный сектор остается отраслью с высокой потребностью как в обновлении существующих объектов, так и в создании новых мощностей. Текущий уровень развития законодательства в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) позволяет вести подготовку проектов не только силами государства как основного бенефициара развития инфраструктуры, но и привлекать частный бизнес. Газпромбанк, реализуя стратегию #МЕГАИГРОКа, активно «пилотирует» проекты как федерального, так и регионального значения — пайплайн потенциальных сделок банка превышает 6 трлн руб.
Мы в банке базово не рассматриваем отраслевую принадлежность проекта как определяющий фактор участия в нем, отдавая приоритет капиталоемкости и качеству его проработки. Но видим, что на рынке сложились тенденции, которые нужно учитывать всем участникам рынка инфраструктурных проектов. Так, на данный момент практически отсутствует запрос со стороны регионов на проекты создания социальной инфраструктуры в рамках текущего формата ГЧП-сделок. Законодательное регулирование определяет обязательность коммерческой составляющей в проектах, устанавливая, что размер бюджетного участия должен быть меньше общего размера расходов по проекту. В 2024 году также в программу «Фабрика проектного финансирования» было включено требование к проекту о необходимости получения концессионером доходов за счет оказания услуг с использованием объекта соглашения и/ или за счет иных источников, не связанных с получением бюджетных средств. Следовательно, ГЧП-инициативы социальной направленности с минимальной коммерческой выручкой и необходимостью фактически полной окупаемости за счет бюджета нуждаются в новых формах реализации проектов и финансирования.