Магистраль опережающего развития

Высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ) стали неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры развитых стран мира. Сложные и затратные на протяжении всего срока реализации, эти проекты порождают ощутимый экономический эффект и формируют новые инженерные компетенции — проекты ВСМ становятся трамплином для промышленного рывка. Как показывает мировой опыт, эффект есть не только экономический, но и социальный, выражающийся в росте качества жизни людей.
Скоростной импульс
К началу 2025 года совокупная протяженность ВСМ в мире превысила 70 тыс. км. Сегодня они действуют в 26 странах. За шесть десятилетий ВСМ превратились в мощный инструмент технологической трансформации транспортных систем. Первая линия появилась в Японии в 1964 году и задала новый стандарт скорости железнодорожного движения. Сегодня лидером по темпам и уровню технологического развития является Китай, где с 2008 года построено свыше 44 тыс. км линий и создана полностью локализованная инфраструктура: от производства подвижного состава до цифровых систем управления движением. За эти годы в Китае было локализовано производство собственного оборудования и подвижного состава, который сперва поставляли европейские производители. За счет локализации снизились капитальные затраты на создание линий и сократились сроки строительства. Сейчас стоимость строительства ВСМ в Китае почти на 30% ниже, чем, к примеру, в Испании и Франции.
Мировой опыт показывает, что проекты ВСМ становятся катализатором инженерных инноваций и технологического роста. В Японии и Китае они дали импульс развитию машиностроения, материаловедения, энергетики и цифровых технологий. Европейские страны — Франция, Испания, Германия и Италия — сделали ВСМ площадкой внедрения искусственного интеллекта, автоматизированных систем сигнализации, централизации и блокировки, а также зеленых источников энергии.
Китайская модель демонстрирует «максимальный мультипликативный эффект за счет интеграции промышленных отраслей и создания транспортных хабов, объединяющих инженерию, производство и сервис», отмечает управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов. «Но европейские исследования также показывают позитивное влияние на ВВП, трудовую продуктивность, рост новых предприятий и туристических потоков. Японские и французские примеры показывают значительный рост бизнес-активности вдоль маршрута и агломерационный экономический эффект», — добавляет он.
