Для концессий и ГЧП нужны новые стимулы
Что правительство делает для развития ГЧП

Соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и концессии в России до недавнего времени выступали, можно сказать, нишевым инструментом реализации совместных инвестпроектов бизнеса и власти. Государство решало с помощью этих механизмов локальные инфраструктурные задачи, рассматривая их как более эффективную альтернативу классическим закупкам. Так же и инвесторы воспринимали ГЧП и концессии скорее как госзаказ, чем как реальное совместное участие в коммерческом проекте. Поэтому эти инструменты использовались прежде всего в области строительства транспортной и ЖКХ-инфраструктуры и очень редко — в области развития технологий.
В условиях поставленной президентом задачи об обеспечении технологического лидерства инструменты реализации совместных инвестпроектов государства и бизнеса выходят на первый план. И цифры это подтверждают. Сегодня реализуются или успешно завершены 4,4 тыс. соглашений на 7,4 трлн руб., из которых 5,4 трлн руб. — частные инвестиции. Объем инвестиций по ГЧП и концессиям третий год подряд находится на рекордном уровне: 2,4 трлн руб. в 2024 году (+1,4 трлн руб. к 2023 году). Из них 1,8 трлн руб. — это частные инвестиции, что является лучшим показателем за 20 лет с момента запуска механизма концессий. Прирост частных инвестиций в 2024 году к 2023 году составил 190%.
То есть, несмотря на высокую стоимость заемных денег и жесткую денежно-кредитную политику, инвесторы сохраняют к подобным проектам интерес.
Да, в основном ГЧП и концессии использовались для строительства инфраструктуры. В 2024 году в Новосибирской области построили инфекционную больницу, в Таганроге появилась трамвайная сеть. В 2023 году в Москве соорудили новую магистраль — проспект Багратиона (Северный дублер Кутузовского проспекта). Годом ранее завершили строительство автодороги вокруг Хабаровска, возвели спортивный комплекс «Арена» в Омске, аэропорт в Новом Уренгое.