Две мертвые женщины и лжец: как сериал «Лестница» рассказывает о реальном убийстве
На стриминговом сервисе «Амедиатека» вышел детективный мини-сериал «Лестница», основанный на нашумевшем деле писателя Майкла Питерсона, которого обвинили в убийстве жены. Шоу не предлагает новой точки зрения на произошедшие события и тем более не старается их анализировать, но силы самой оригинальной истории вполне хватает, чтобы сделать сериал увлекательным. О чем «Лестница» и что за реальная история за ней стоит, рассказывает кинокритик Тамара Ходова.
Обаятельный подозреваемый
9 декабря 2001 года Майкл (Колин Ферт) и его жена Кэйтлин (Тони Коллетт) посмотрели фильм, выпили вина, полюбовались звездами и расстались у бассейна: Майкл остался наслаждаться звездной ночью дальше, а Кэйтлин пошла доделывать рабочие дела. Примерно через полчаса Питерсон обнаружил окровавленную жену у лестницы, ведущей на второй этаж, позвонил в скорую помощь, но было слишком поздно. Когда полицейские и медики приехали к Питерсонам домой, они усомнились в том, что Кэйтлин упала с лестницы, как утверждал ее муж, и предъявили ему обвинение в предумышленном убийстве. О том, что на самом деле произошло в тот вечер, знают только два человека: одна замолчала навсегда, а второй до сих пор утверждает, что невиновен.
«Лестницу» снял специалист по мрачным криминальным драмам Антонио Кампос («Дьявол всегда здесь», «Убийца Саймон»). При этом шоу основано даже не на реальных событиях, а на одноименном документальном сериале француза Жан-Ксавье де Лестрада. В начале двухтысячных Лестрад поехал в Америку, чтобы лично изучить обстоятельства нашумевшего дела. Итогом стал невероятно популярный сериал (некоторые считают его родоначальником самого жанра true crime на телевидении), который Кампос решил повторить. Многие сцены в «Лестнице» копируют документальный оригинал, при этом щедро приправлены художественной драмой. Градус драмы повышает и ожидаемо блистательная игра Ферта, Коллетт и Майкла Стулбарга в роли адвоката Питерсона Дэвида Рудольфа.
Художественные вольности Кампоса не понравились всем реальным участникам истории, что само по себе предсказуемо. Это случается практически со всеми проектами, основанными на реальных событиях. Так, Питерсон открестился от сериала и назвал игру Колина Ферта скучной, а Лестрад, с благословения которого Кампос взялся за эту историю, был расстроен большим количеством неточностей.
На самом деле стоит почитать интервью Питерсона или посмотреть все тот же сериал Лестрада, как становится понятно, что Ферт довольно точно скопировал и повадки своего героя, и его тембр голоса, и раздражающую привычку проповедовать в ответ на любой неудобный вопрос. Единственное, что сбивает с толку (и тут претензия скорее к режиссеру, чем к актеру), — то, как мастерски Питерсон в исполнении Ферта врет. Сериал рисует портрет довольно неприятного человека (хотя режиссер все-таки испытывает к нему долю симпатии), который умело манипулирует абсолютно всеми вокруг. Не смог противостоять его обаянию и Лестрад (Венсан Вермингтон), которого Кампос остроумно включает в ткань повествования. Это дает режиссеру возможность исследовать то, как документалист сам в итоге поддается влиянию объекта своего изучения и не может сохранить беспристрастность.