Новые правила
Мода сегодня не диктует тренды, как прежде, а предлагает. Женщины больше не наряжаются для кого-то, чтобы произвести впечатление. О новом восприятии моды рассказывает приглашенный эксперт Андрей Бурматиков.
Работа над этой статьей удивительным образом совпала с подготовкой к моей программной лекции, открывающей новый поток образовательной программы «Теория & Индустрия моды» Центра креативных индустрий философского факультета МГУ. Тема статьи и лекции одна – о чем говорит мода в стремительно меняющемся мире, и прежде всего с женщиной, так как мы все думаем, что она и есть ее главный адресат, о чем мы порассуждаем далее. Женские мотивы и желания, порой самые неуловимые, приводят в движение огромный механизм индустрии моды, состоящей из тысяч брендов, которые неустанно о чем-то говорят женщине и создают нескончаемый поток визуального контента с одной только целью – продать ей свои товары. Кстати, в это самое время в Метрополитен-музее идет выставка о лексиконе моды. Это не случайно, самое время объясниться.
Парадигма индустрии моды стремительно меняется на наших глазах. Смена поколений и информационная революция меняют смысл и формат коммуникаций моды и потребителя, моды и женщины.
Время дилетантов
Самый парадоксальный фактор, меняющий контекст моды, – это дилетантизация массовых коммуникаций, всех креативных индустрий и моды в частности. Интернет – это бесконтрольное поле личных мнений, никем не контролируемое. Множество информационных ресурсов специально создано только для того, чтобы любой желающий мог дать свой комментарий, высказаться, даже написать научпоп-статью. И желающих так много, и ошибок, глупости и фейков так много, что реальность искажается, как в королевстве кривых зеркал. А теперь давайте подумаем: у кого есть много времени сидеть в интернете и писать для развлечения тексты, обмениваться ими и обсуждать все подряд? У тинов, конечно! В этом и парадокс, что содержательный контент в информационном пространстве массово формируется подростками-активистами, «добрыми, но плохо информированными». И это еще не всё! Цифровые приложения в области креатива сделали его легким и доступным для всех. Не имея никакого образования, да и способностей, можно рисовать, писать музыку и, конечно, делать моду. Пришло время дилетантов. Это факт, меняющий мир моды. И, может быть, это даже и хорошо, так как открывает новые