Модные ремесла
О возрождении и популяризации народных ремесел, о «копаниях» в культурном коде России и классных коллаборациях рассказывают дизайнеры, основатели масштабных тематических проектов и конкурсов.
Юлия Музыка, основатель и руководитель проекта Rustrends
Проект Rustrends появился около трех лет назад. Я поняла, что кто-то должен заниматься популяризацией и продвижением культурных кодов России, сохранением и актуализацией художественного наследия страны. Ведь нам есть чем гордиться: у России огромное вековое культурное богатство, очень уважаемое в прошлом, бренды и фабрики, которые в наше время, к сожалению, не имеют такого авторитета, как раньше. Также мне хотелось доказать, что ручной труд не просто имеет огромную ценность, но также может быть востребованным и актуальным, и показать, как народные промыслы можно интегрировать в моду и культуру настоящего.
Елецкие кружева, Гжельский фарфоровый завод, Гусевской хрустальный завод им. А. Мальцова, хохломская роспись, фабрики «Гипюр», «Крестецкая строчка», художники «Палеха», «Городецкая золотная вышивка», Павловопосадская платочная мануфактура, оренбургский пуховый платок – эти и многие другие любимые, исконно русские ремёсла сегодня поддерживает Rustrends. Среди них есть и огромные фабрики, и камерные производства с несколькими мастерами.
Мы с командой создаем как свои собственные проекты в сотрудничестве с народными художественными промыслами, так и инициируем коллаборации народных промыслов с современными дизайнерами.
Например, в нашем большом всероссийском конкурсе Save Russian Soul талантливые молодые дизайнеры под руководством кураторов воплощали свои идеи совместно с фабриками ручного труда. Rustrends был соорганизатором молодежного форума NEO.промыслы совместно с Минпромторгом России в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума и ремесленного конгресса. Она включала большую образовательную программу и выставку экспериментальных моделей популярных молодых дизайнеров и фабрик народных промыслов. Мы объединили: бренд MASTERPIECE и Гжельский фарфоровый завод, дизайнера Даниила Анциферова и предприятие «Труженица», Лесю Парамонову и «Торжокских золотошвей», «Городецкую золотную вышивку» с дизайнером бренда Jahnkoy Марией Казаковой («Джанкой», с языка крымских татар, – «деревня нового духа»), финалисткой престижного конкурса молодых дизайнеров LVMH.
Для того, чтобы у людей была возможность больше узнать о русских промыслах, мы организуем выезды на фабрики с лидерами мнений, трендсеттерами и блогерами, которые транслируют это своей аудитории. Важно видеть, понимать и уметь оценить, опыт скольких поколений лежит в производстве одной федоскинской шкатулки или одного подноса на Жостовской фабрике. В результате о промыслах стали писать модные СМИ, интерес к теме в медиаполе растет. Мне кажется, что нам удалось вынести эту тему в современную культурную повестку.