Ложная опора
Сохранять по возможности положительный образ родителя, мирно ушедшего из семьи, рекомендуют психологи. Но что, если семья распалась по причине физического насилия?
Есть достаточно много книг и статей о том, как говорить с ребенком о разводе, как выстраивать отношения после развода, как помочь ребенку пережить то, что родители больше не вместе, а его жизнь изменилась. «Мы больше не хотим жить вместе, но мы оба любим тебя и всегда будем твоими родителями», – прекрасное послание, когда оба родителя готовы уважать друг друга и заботиться о ребенке.
Но бывают ситуации, когда во многом непонятно, как будут в дальнейшем складываться отношения между взрослыми, как будет складываться общение ребенка с тем родителем, с которым он больше не живет вместе.
При этом ребенку все равно нужны стабильность и предсказуемость жизни, уверенность в том, что он хороший, и то, как сложится его жизнь, зависит от его выборов, а не от набора генов.
Хотим мы этого или нет, но ребенок – все равно плод любви, страсти или плод насильственных отношений двух взрослых – своего отца и своей матери. Ребенок все равно так или иначе будет пытаться ответить на вопрос «кто я?», в том числе соотносясь с обоими родителями или своими представлениями и фантазиями о них.
В рамках этой статьи я хочу поразмышлять о том, как можно поддерживать ребенка, как можно говорить с ним о втором родителе в одной из самых драматичных и сложных ситуаций, когда родители расстались, потому что в семье было домашнее насилие.
Наряду с тем, что тема домашнего насилия сейчас широко обсуждается в обществе, освещается в СМИ и идеология «бьет, значит, любит», «сама виновата», «нечего сор из избы выносить» находит все меньше и меньше сторонников, есть программы помощи жертвам насилия, а также программы работы с авторами насилия, есть специалисты, которые работают с детьми, – но то, как говорить с ребенком в случае развода, многих родителей приводит в ступор.
Наряду с осуждением насилия сейчас много говорят о том, насколько для формирования ребенка важен позитивный образ обоих родителей и что в каждом можно найти что-то хорошее.
Любому ребенку для его развития важно знать, что он любим и ценен. Его появление на свет было хоть сколько-то желанным, даже если речь не шла о запланированной беременности. Он человек, у которого, как и у всех людей, есть мама и папа, и в этих взрослых есть что-то хорошее, с чем он может идентифицироваться, чем может гордиться, чему радоваться.
Нередко этот поиск хорошего в родителе-авторе насилия очень напоминает известную формулу «о мертвых либо хорошо, либо ничего».