Семья / Отношения
Лениться можно!
Начался учебный год, и вместе с ним вернулись все родительские страхи: какие будут оценки, насколько успешным будет наш школьник и как наконец сделать так, чтобы он перестал лениться? Но, оказывается, мы многого не знаем о лени!
Пусть он будет занят!
Почему нам так хочется, чтобы ребенок почаще был занят – уроки, кружки и секции, «полезные» книги? Родители испытывают понятную родительскую тревогу-желание: дать детям все. Но взрослые часто ставят невыполнимую задачу: их дети должны получить от жизни максимум возможного, и образование – так им кажется – этому будет очень способствовать. Часто родители включены во чтото вроде соревнования: кто-то из детей их знакомых уже освоил иностранный язык или выигрывает олимпиады, и это сподвигает ждать от собственных детей аналогичных успехов. Часто родители боятся свободного времени ребенка, потому что тот, конечно же, «займется не тем», то есть будет поддаваться разрушительным искушениям просто терять время.
Почему отказ ребенка соответствовать этим запросам воспринимается как лень? Ленью вообще проще назвать то, что в психологии называется «сопротивлением». В слове «лень» при этом есть явно осуждающий оттенок и есть явный «виновник » – это тот, кто собственно ленится. Таким образом значительно легче перенести ответственность за детское сопротивление на самого ребенка, назвать «ленью», обвинить его и не разбираться, с чем именно связано его пассивное поведение. Родители и учителя часть своего участия в форми-ровании этого сопротивления вообще не склонны искать. Так удобнее: ленится же в таком случае ребенок.
Причины лени
1. У ребенка нет собственного желания в том, что предстоит сделать. На самом деле есть совсем немного детей, у которых сформирована учебная мотивация, например, потому что есть не так много школ, которые заняты формированием этой мотивации. Когда взрослые создали развивающую и соответствующую среду (в идеале) для каждого ребенка, то желание учиться позволяет ребенку с интересом вовлекаться в задания, и он не выглядит ленивым. Если обучающий процесс построен скучно, неинтересно, унифицированно, в соответствии с чьими-то амбициями или концепциями, а не в соответствии с возрастом и интересами конкретных детей, то дети «ленятся».
2. Ребенок в стрессе. Потребность учиться, как и потребность в развитии, может возникать только тогда, когда потребность в безопасности удовлетворена. Но наши дети в школе часто испытывают самый настоящий стресс. Сильные переживания (страх, стыд, напряжение) отнимают и силы, и возможности думать, отвечать, делать что-то в нужном темпе. У ребенка уходит много сил на переработку этих чувств. Поэтому он может выглядеть уставшим, «тормозящим», астеничным, апатичным. Вам может казаться, что за 4–5 уроков невозможно так устать, и вы начнете подозревать его в лени. Хотя в этом случае стоит поговорить с ним о его переживаниях: страхах, тревогах, напряжениях, связанных со школой. Спросить, например: «Тебе что-то там было трудно? Это связано с учителем, предметом, другими детьми?» А дальше уже разбираться с тем, что он ответит.