А как же Я?
В детстве родители явно отдавали предпочтение младшему брату или старшей сестре. Вам доставалось меньше внимания, восторгов и даже шоколада. Вы выросли, но до сих пор страдаете и чувствуете, что вас недолюбили? Для начала нужно понять, насколько верны эти ощущения
Если в семье больше одного ребенка, конфликты случаются регулярно. У детей вообще развито чувство соперничества — особенно когда разница в возрасте небольшая. Но одно дело спор из-за кремового цыпленка на пирожном, другое — постоянное ощущение недолюбленности. «Мама всегда просто обожала моего старшего брата», «Сестра у нас была умница и красавица, а я — вечный анфан террибль», — вздыхают давно уже выросшие женщины и мужчины.
Эксперт
Евгения Пайсон, психолог
Это не любовь
В одной нравоучительной сказке женщину спросили, кого из детей она сильнее любит. «А если палец уколоть иглой, какой будет больше болеть?!» — возмутилась она в ответ. Любая несказочная мама тоже не обрадуется такому вопросу. Как это — кого? Да каждого одинаково! Но на самом деле — шок, сенсация — это не так. Родители тоже люди, и нормально, если один ребенок маме или папе чуть ближе или созвучнее другого. Оба любимы, оба дороги — но абсолютно по-разному.
Первенец для родителей — всегда эксперимент. На нем оттачивают педагогические теории, убеждаются, что они не работают, и дают второму ребенку больше свободы. Если вы должны были ровно в 21:30 лежать в постели, а младший брат засыпает, когда вздумается, — вопрос не в том, кого больше любят.
Типична ситуация: умница-дочка отлично учится, потом работает на хорошей должности, а ее брат все ищет и ищет себя. И мама тайком передаривает дочкины подарки непутевому сыну и ездит к нему готовить супы. Но это лишь потому, что «у нее все хорошо, а мальчику опять не везет». И помогают здесь не наиболее любимому, а наиболее, с родительской точки зрения, уязвимому. Это компенсация — так, как ее видит мама.
Часто нелюбимыми чувствуют себя те, чьи братья или сестры много болели в детстве или были проблемными, сложными детьми. В этих случаях срабатывал точно такой же механизм: поездку на море и последний апельсин получала дочка, в первые месяцы жизни пролежавшая в больнице с воспалением легких. И именно прошлые страх и жалость руководят мамой теперь.