Золотые шпоры Куртре
Торжествующие фламандские ополченцы собрали все золотые шпоры павших на поле битвы французских рыцарей. Их было столько, что не только хватило на украшение церкви Богоматери Куртре, но и для отправки в город Маастрихт, жители которого с тревогой ждали исхода кровавой битвы.
К лету 1302 года фламандцы, восставшие против ушлых бюрократов короля Франции Филиппа Красивого, добились немалых успехов. В частности, они отбили свой город Куртре и осадили местную цитадель, в которой скрылся немногочисленный французский гарнизон. Филипп выслал на помощь осаждённым авангард своей армии.
И вот 11 июля уверенные в себе французы, ведомые графом Робером II д’Артуа — неистовым кузеном короля, поддержанные владетелями Брабанта и Геннегау, ждали сигнала, чтобы смять, опрокинуть и уничтожить сборище неразумных фламандцев. Числом стороны были примерно равны: по восемь — десять тысяч человек каждая, но вряд ли толпа кое-как вооружённых ополченцев с немногими благородными сеньорами во главе что-либо стоит против массы закованных в железо рыцарей и хорошо обученных пехотинцев. Однако многое должно было насторожить французских военачальников.
Прежде всего, местность. Фламандцы расположились в треугольнике между замком, рекой Лис и болотистым ручьём в форме полумесяца. Другим поводом для опасений должно было стать оружие фламандских горожан. Помимо длинных копий они были вооружены годендагами — массивными палицами со стальным шипом на конце. Кто-то умный советовал Роберу не лезть напролом, а