Выше облаков. Четыре века в архитектуре Петербурга
Глава первая
Петропавловский собор: новая эпоха, новый город, новая высота
Именно Петербург оказался местом, где архитектура стала отражением новых для России смыслов. Порой новаторство неоднозначно воспринималось современниками, но с течением времени обретало символизм. Эти здания не конфликтовали с «небесной линией», не стремились нарушить ее. Напротив, сама эта уникальная «линия» служила декорацией для сцены, на которую выходили, подобно актерам драмы, здания-доминанты — для того чтобы исполнить предназначенную им историческую роль.
Символ иных времен
Первым из зданий новой столицы, создаваемой Петром как город-символ, как прорыв в будущее, безусловно следует назвать Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, ставший самым памятным визуальным образом петровского Петербурга, его началом, на протяжении столетий остававшимся высочайшим сооружением в городе. Более того — он изначально был задуман самым высоким зданием всей России.
Теория о том, что сооружение особенного здания знаменует какоето особенное общественное событие, находит свое подтверждение и в дате заложения Петропавловского собора. Именно в 1712 году Санкт-Петербург стал центром российской империи. При этом формального указа, согласно которому столицей стал Санкт-Петербург, государь не издавал. Но собор, первый камень в основание которого заложил сам Петр, и оказался таким «указом в камне», непреложным свидетельством наступления новой эпохи.