Театр под стать музею
Вид перехода, соединяющего здания Эрмитажа с его театром, можно сравнить с поэтичной театральной декорацией. Арка, перекинутая над каналом, несёт лёгкую галерею. Она кажется прозрачной: небо видно сквозь расположенные напротив друг друга высокие окна…
Переходная галерея, служащая фойе театра, была сооружена архитектором Юрием Фельтеном в то же самое время, когда Джакомо Кваренги работал над возведением театрального здания, в 80-х годах XVIII столетия. Интерьер фойе наполнен светом и воздухом: от самого пола начинаются большие проёмы окон, за которыми открываются завораживающие виды на невскую акваторию и перспективу Зимней канавки.
Декоративная отделка этого зала изменилась в начале XX века. Здесь разместили подарок французского правительства — гобелен «Крестница фей», а Леонтий Бенуа создал для него архитектурное обрамление в стиле рококо — самом грациозном и причудливом из стилей XVIII века. Изящная лепнина украсила стены и потолок, где лёгкие листья аканта и завитки растительных побегов сплелись в изящные гирлянды, обрамляющие живописные полотна. Три картины на мифологические сюжеты художника XVII века Луки Джордано из коллекций императорского музея стали украшением перекрытия. Между высокими окнами протянулись гирлянды золочёных цветов, к которым словно подвешены овальные рамы с портретами кавалеров и дам в костюмах XVIII века как напоминание о времени создания эрмитажного театра. Небольшой пейзаж одного из самых модных французских живописцев екатерининского времени — Юбера Робера — украсил раму над дверьми в зрительный зал театра.
Зрительный зал сделан в форме амфитеатра — от сцены поднимаются полукружья ступеней, служащих сиденьями. Кваренги ориентировался на образцы античной архитектуры и творение своего кумира — зодчего XVI века Андреа Палладио, построившего знаменитый театр Олимпико в Виченце. «На полукруглой форме амфитеатра я остановился по двум причинам. Во-первых, она наиболее удобна в зрительном отношении, а во-вторых, каждый из зрителей со своего места может видеть всех окружающих, что при полном зале дает очень приятное зрелище», — пояснял сам архитектор.