Суассонская чаша Хлодвига
«Воины, помимо моей доли добычи, пусть достанется мне эта чаша», — сказал король. Из рядов вышел один особо суровый франк, нечесаный и немытый. «Не должно тебе нарушать обычаи наши!» — сказал он, занося секиру, и разрубил драгоценный сосуд. Король смолчал, но затаил обиду.
Примерно так в VI веке историк Григорий Турский описывает инцидент, произошедший 1 марта 487 года, через несколько месяцев после победы короля франков Хлодвига над римским наместником Сиагрием. Тот оказался достойным противником, и привыкшие к легким успехам франки изрядно потрудились, чтобы взять Суассон, последний форпост Империи на галльской земле. Город и окрестности были тщательно и со вкусом разграблены, как и полагалось согласно не только варварским, но и позднеримским обычаям.
Противиться этому было невозможно, однако к Хлодвигу явилась делегация христианских священников во главе с епископом (по одной из основных версий рассказа — святым Ремигием). Делегаты смиренно просили вождя язычников-франков вернуть им из всего награбленного только одну вещь — серебряную чашу, нужную для совершения обрядов. Хлодвиг, уже почувствовавший себя хозяином Галлии и ответственным за благоденствие ее жителей, не хотел ссориться с местными жрецами. Он пообещал, что, если при разделе добычи чаша достанется ему, она