Советская рулетка
В советском плену оказались сотни немецких офицеров. Их послевоенная судьба сложилась очень по-разному: от расстрела до продолжения военной службы и безбедной старости.
Впервые вопрос о том, что делать с высокопоставленными офицерами рейха после завершения войны, прозвучал ещё на Ялтинской конференции. Но далеко не все генералы оказались обвиняемыми в военных преступлениях и осуждены на знаменитом Нюрнбергском процессе. В частности, Советский Союз очень неохотно расставался с теми высшими командирами или просто очень известными офицерами, которые попали в руки Красной армии.
Лояльное отношение к тем, кто мог стать обвиняемым в военных преступлениях, можно было заслужить готовностью к сотрудничеству. В таких случаях кто-то стал полезным консультантом, а кое-кто сумел впоследствии пригодиться для будущей армии и полиции ГДР.
376 немецких генералов оказались в советском плену. Из них почти 300 — весной 1945 года. К смертной казни, как военные преступники, были приговорены только 18 человек.
Неудивительно, что часть захваченных офицеров советские власти не хотели передавать в руки международного трибунала лишь потому, что были уверены в их амнистии. В таких случаях в СССР устраивали свои показательные судебные процессы, где бывшие командиры вермахта гарантированно получали обвинительные приговоры. Но даже некоторые офицеры из этой категории пленных впоследствии сумели достичь высоких постов в армии ФРГ или встретить безмятежную старость в Западной Германии.