Самый бездарный советский маршал
Ворошилов, занимая ответственные посты в армии, провалил все порученные операции. Но в итоге самый безликий соратник Сталина благополучно пережил и эпоху репрессий, и период низвержения ближайшего окружения вождя после 1953 года.
Песни — сомнительный источник исторической правды, а в некоторых случаях они содержат прямую ложь. Второй куплет «Марша Буденного» гласит: «Ведь с нами Ворошилов / Первый красный офицер». Ворошилов не был первым красным офицером. И вообще никогда не был офицером в привычном смысле слова. Ворошилов был профессиональным большевиком. Он случайно попал в военные и если чем и отличился, так это редкостным непрофессионализмом.
Подпольщик, уклонист, полевой командир
Дореволюционная биография Ворошилова была печальной, бунтарской и совершенно не военной. Климент Ефремович родился в 1881 году, в окрестностях Луганска, в семье железнодорожника и поденщицы. Клим работал с семи лет — в поле, на шахте, на заводе, учился в земской школе, в 1899 году организовал забастовку в чугунолитейном цеху Алчевского завода.
К 1905 году Ворошилов уже был членом РСДРП и приобрел некоторую популярность среди местного пролетариата. Очередная стачка, очередной арест с избиением в полиции — подробность, которую упоминали до 1930-х, а позже перестали, заботясь об имидже наркома. Из тюрьмы Ворошилова освободила толпа взбунтовавшихся луганских рабочих. После этого Ворошилов вел жизнь профессионального подпольщика: тайные перевозки партийной литературы и оружия из Финляндии в Донбасс, выезды за границу для знакомства с Лениным, конспиративные квартиры, аресты.
Ни в терактах, ни в «эксах» — грабежах для нужд партийной кассы — он замечен не был, поэтому отделывался легко. Ворошилова ссылали в места не столь отдаленные — север европейской части России, откуда он сбегал, попадался и опять ехал в Мезенский уезд на два-три года.
В ссылке он встретил любовь на всю жизнь. Ею оказалась Голда Горбман, молодая революционерка из Одессы. Личная жизнь Голды началась с катастрофы: ее отношения с другим ссыльным большевиком Авелем Енукидзе завершились беременностью, абортом и пожизненным бесплодием. Это не помешало любви Климента и Голды. Срок ее ссылки был короче, чем у Ворошилова. Голда съездила к родным, но через полтора месяца вернулась в Архангельскую губернию. Чтобы брак стал возможен, ей пришлось креститься и стать Екатериной Давидовной Ворошиловой. Семья прокляла отступницу и провела формальный обряд ее похорон.
В 1914 году, к началу Первой мировой, Ворошилов был на свободе. Идти на фронт, даже ради большевистской пропагандистской работы, он не собирался. Так как скрыться проще в столице, Ворошилов приехал в Петроград и устроился на завод, где и проработал до Февральской революции.
В февральские дни Ворошилов агитировал солдат и вскоре был избран в Петросовет. Но позже товарищи по былым забастовкам позвали его в Луганск. И Ворошилов отправился устанавливать советскую власть в родных местах.
Декрет о мире привел к развалу фронта и мощному продвижению на восток германской армии. Донбасские большевики учредили Донецко-Криворожскую республику и предложили кайзеру уважать ее границы. Германцы проигнорировали географическую новость, продолжив наступление. ДКР создала свою армию, скорее напоминавшую большой партизанский отряд.
Позднейшие песни, посвященные наркому Ворошилову, рассказывали о победах над оккупантами.
Не забудет Дубовязка,
Как по рощам, по низам
Удирали немцы в касках
От луганских партизан!
Однако в итоге партизанам пришлось удирать самим. Советская 5-я украинская армия и беженцы отступили из Донбасса в направлении Царицына. Этот поход (а точнее бегство) возглавил лидер донецких большевиков Федор Сергеев (Артем). Идти приходилось по враждебной территории Донской республики, в постоянных боях с казаками. Артем проявил себя неплохим полевым командиром. Но в 1921 году он погибнет при испытании аэровагона, и в сталинской историографии Царицынский поход будет именоваться Ворошиловским походом, без упоминания Артема.
Герой Царицына, нарком, льстец
Если бы 5-я украинская армия отступила, например, в Воронеж, то Ворошилов остался бы в истории одним из командиров Гражданской, известным лишь узким специалистам. Но судьба привела Климента Ефремовича в Царицын, где находился Сталин, командированный на юг России для заготовок зерна. Полномочия таких посланцев были столь широки, что Сталин заодно взял на себя оборону города от войск Донской республики. Ворошилов не только привел крупный контингент, но и стал союзником Сталина в противостоянии с руководителем Северо-Кавказского военного округа генералом Андреем Снесаревым, протеже Троцкого. В итоге Сталин и Ворошилов добились перевода Снесарева в Москву.
Оборона Царицына 1918 года была мифологизирована в довоенный период не меньше, чем в эпоху Леонида Брежнева Малая земля (десант в районе Новороссийска в 1943 году). Причина одна и та же: на Малой земле находился будущий генсек Брежнев, в Царицыне был будущий генсек Сталин. Позже, когда возникнет идея дать одному из волжских городов имя Сталина, споры исключались: только Царицын.
Будущий Сталинград не только подарил славу будущему вождю. Сталин приобрел надежного соратника. Уже тогда Иосиф Виссарионович разглядел два основных качества Ворошилова: преданность и военную бездарность. От такого соратника не стоило ждать интриг, а на его фоне любой руководитель выглядел гением. Возможно, поэтому Сталин стал активно продвигать своего подопечного.
После Царицына Ворошилов командовал 10-й армией, был наркомом внутренних дел УССР, возглавлял Харьковский военный округ и стал одним из виновников катастрофы Южного фронта весной–летом 1919 года. Уже позже, в «Песне о Ворошилове» (1931 год), будет дана фантастическая трактовка этой кампании: