Шальная императрица
Судя по числу киновоплощений, Екатерина II остаётся самой интересной женщиной в истории России.
Будущая Екатерина II родилась принцессой заштатного немецкого княжества, а умерла на троне огромной империи. Её поразительная «карьера» продолжилась на экране: меньше чем за сто лет российская императрица из символа распущенности превратилась в воплощение государственности.
Кинематографисты обращались к образу Екатерины Великой с начала прошлого века. Немецкий эмигрант Эрнст Любич в 1924 году снял немую картину «Запретный рай» (Forbidden Paradise), где в одном из эпизодов появился совсем ещё молодой Кларк Гейбл. Посвящён фильм, как и многие последующие экранизации, амурным приключениям Екатерины.
Во всём массиве мелодраматической «екатеринианы» критики выделяют два фильма, которые больше всего повлияли на образ императрицы в массовой культуре. В 1945 году на экраны вышел «Королевский скандал» (A Royal Scandal) — авторский ремейк «Запретного рая», в создании которого принимал участие сам Любич. Но самым заметным и влиятельным произведением о жизни Екатерины стал фильм 1934 года с говорящим названием «Распутная императрица» (The Scarlet Empress) с Марлен Дитрих в главной роли.
Сюжет фильма потом неоднократно повторялся в других картинах: граф Разумовский привозит в Россию невесту наследника престола, той совсем не нравится назначенный ей избранник, так что обращённая в православие под именем Екатерины немецкая принцесса находит утешение в постели фаворита.
Хотя «Распутная императрица» вышла вскоре после того, как «кодекс Хейса» ввёл строгую цензуру в голливудских фильмах, её авторы никаких правил, кажется, не соблюдали. Зрителям щекотали нервы сцены отрубания голов, колесования преступников, сожжения обнажённых женщин — стандартные, по версии сценаристов, сцены Российской империи в 1745 году. Пока Пётр III играет в солдатики и терроризирует страну, его супруга соблазняет гвардейцев, вовлекая их в заговор против императора.