Проект «Венона»
К провалу «пятёрки» привела одна из крупнейших секретных операций американских спецслужб по расшифровке советских радиограмм — «Венона».
Цена ошибки
1 февраля 1943 года в США начал работу проект под названием «Венона». Его инициатором стал заместитель начальника военной разведки США Картер Кларк, не доверявший СССР. Как раз тогда американцы конфисковали в советских консульствах незаконные радиопередатчики, персонал консульств стал пользоваться обычным телеграфом, сообщения которого легко перехватывались. Контрразведчики, базировавшиеся в Арлингтон-холле (штат Вирджиния), начали кропотливую работу по расшифровке перехваченных советских сообщений. Команда состояла из лингвистов, математиков, криптографов и криптоаналитиков.
Работа продвигалась крайне медленно. Телеграммы, состоявшие из рядов цифр, расшифровать не удавалось. Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда выяснилось, что советские шифровальщики допустили ошибку — выпустили шифровальные одноразовые блокноты с повторами ключей (вообще, одноразовый ключ считается невзламываемым). А в 1944 году Уильям Донован, начальник Управления стратегических служб США, сумел раздобыть у финнов обгоревшие шифровальные блокноты разведки НКВД, захваченные в Петсамо во время «Зимней войны». В том же году удалось расшифровать первые передачи.
Прорыв Гарднера
В 1945-м помощь американцам оказал Игорь Гузенко — шифровальщик резидентуры Главного разведывательного управления Красной армии в Канаде. Он выдал контрразведке секретную информацию, в том числе и советские шифры.