Полцарства за коня
Изучение подписи на эрмитажной картине, представляющей знаменитого деятеля XVIII века, едущего в зимней повозке, позволило определить имя… его коня.
Продолжая начатый в прошлом выпуске рассказ о картинах, связанных с именем Алексея Орлова-Чесменского, обратимся ещё к одному произведению из собрания Эрмитажа. Речь снова пойдёт о живописном полотне, не отличающемся высоким художественным уровнем. Оно обладает историко-культурной ценностью, подчеркнуть которую помогла имеющаяся на картине надпись.
Картина называется «Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский в санях, запряжённых рысаком». Знаменитый царедворец екатерининского времени был большим любителем лошадей, часто устраивал в Москве конные бега, в которых и сам принимал участие. Именно такое событие запечатлел художник на своём полотне. Беговая дорожка ограждена барьерами из снега, за санями установлено китовое ребро, использовавшееся для обозначения границы дистанции. Композиция произведения необычна, ведь Орлов-Чесменский выглядит второстепенным персонажем. Он помещён почти у края картины, его довольно скромный наряд не привлекает внимания. Основная же часть полотна отдана изображению коня. Именно он, а не его хозяин «позирует» художнику. Он повернул голову к зрителям, как будто осознавая, что живописец пишет его парадный портрет. Да и сам Орлов уступает ему главную роль, представляет его публике. Чем же конь заслужил такое внимание и особую честь получить собственный портрет?
Имя Орлова-Чесменского тесно связано с коневодством, которое стало одним из главных его дел после выхода в отставку в 1775 году. Именно он вывел знаменитую породу орловских рысаков. На картинах и гравюрах его часто представляли сидящим в санях, запряжённых рысаком. В основе большинства таких произведений лежит эрмитажная картина. А в публикациях указывается, что на этом живописном полотне изображён самый первый рысак, которого звали Барс I. Но оказалось, что данное утверждение ошибочно. Об этом свидетельствует имеющаяся на картине надпись, включающая пока не поддающиеся расшифровке инициалы художника — П. В. К., а главное — дату создания произведения: 1778. Дело в том, что Барс I родился в 1784 году, то есть через шесть лет после