Парадная, Посольская, Иорданская…
Театр начинается в вешалки. А с чего начинается дворец? С лестницы. С Парадной лестницы.
Когда российская императрица Елизавета Петровна поручила Франческо Бартоломео Растрелли строительство столичной зимней резиденции, которая должна была стать одной из самых грандиозных и роскошных, перед ним встала сложнейшая задача. К началу 1750-х годов Растрелли был известным зодчим стиля барокко. Он уже создал Большой Петергофский дворец и занимался перестройкой Екатерининского дворца в Царском Селе. Зимний дворец был возведён достаточно быстро: от основного проекта 1754 года до завершения строительства прошло всего 8 лет.
Парадная лестница — это первое пространство, которое должно было захватывать внимание и поражать самую требовательную публику — иностранных правителей и аристократов, видевших самые знаменитые дворцы мира. Она должна соответствовать образу Российской империи — крупнейшей империи в мире. И Растрелли создаёт грандиозное пространство высотой 22 метра, что приблизительно сопоставимо с высотой современного семиэтажного дома.
Однако увидеть всю Парадную лестницу можно не сразу. Войдя во дворец, мы проходим по Иорданской галерее, разделённой — подобно нефам в храме — на три части рядами колонн, к освещённому небольшому пространству, к которому ведут несколько ступеней. Там, в полукруглой нише, располагается скульптура «Правосудие» Альвизе Тальяпьетра. А когда оказываешься на первом марше, внезапно происходит чудо: перед изумлённым взором открывается фантастическое, головокружительное зрелище сияющего светом и блеском единого архитектурного объёма, охватывающего три этажа дворца.
Растрелли, гений барокко, использовал в убранстве белый и бело-розовый мрамор, золочёную лепнину и многочисленные зеркала, которые иллюзорно расширяли пространство, где сливались воедино реальные и отражённые декоративные элементы. Из больших окон лился дневной свет. Вечером лестницу освещали сотни свечей. Великолепное зрелище. Не случайно у прусской принцессы Шарлотты — невесты Николая Павловича, будущей императрицы Александры Фёдоровны, в записанных позднее воспоминаниях о первом своём въезде в Зимний дворец и торжественном прохождении по парадным залам на церковную службу