Октавиан Август: удачливый и коварный
В традициях имперского Рима Октавиан Август считался образцовым государем. Но в реальности наследник Цезаря мало походил на идеал правителя.
Октавиан Август на фоне прочих римских императоров (таких, как Калигула или Нерон) выглядит сущим ангелом. Но только на фоне. Если же убрать сравнения с откровенными параноиками на троне, то фигура отца-основателя Римской империи будет смотреться весьма неоднозначно...
«Главное — родиться в правильной семье»
Звезда светской хроники и наследница многомиллионного состояния Пэрис Хилтон как-то раз шутя объяснила, в чём секрет жизненного успеха: «Самое главное — родиться в правильной семье».
И в этом плане будущему «отцу Отечества» (римского) крайне повезло: семья у него оказалась самая что ни на есть правильная. Бабушка Октавиана Августа (по материнской линии) приходилась родной сестрой Юлию Цезарю. Это предопределило всю дальнейшую судьбу мальчика.
Успешный полководец Юлий Цезарь в один прекрасный момент (в 49 году до н. э.) захватил власть в Риме и навсегда покончил с республиканским правлением. Так юный Гай Октавий Фурин (именно такое имя получил будущий Октавиан Август при рождении) стал уже родственником не просто какого-то военачальника, пусть и влиятельного, а внучатым племянником могущественного диктатора.
Операция «наследник»
Но Гаю Октавию повезло вдвойне. У Цезаря не было законных детей (его единственная дочь Юлия умерла ещё до захвата власти). И когда римский диктатор задумался о наследнике, то выяснилось, что ближайшим родственником императора является его внучатый племянник Гай Октавий.
Чтобы провести операцию «Наследник» более гладко, Цезарь решил сократить столь дальнее родственное расстояние и — как это часто делалось в Риме — усыновил юношу. По римской традиции усыновлённый должен был взять полное имя своего приёмного отца и добавить к нему своё имя с суффиксом -ан. Так вместо Гая Октавия Фурина на свет появился Гай Юлий Цезарь Октавиан. На момент усыновления ему было всего 19 лет.
Правда, злые языки утверждали, что своё усыновление Гай Октавий купил ценой «противоестественного (содомского) греха». Но следует оговориться, что эти обвинения исходили из лагеря республиканцев — главных врагов Цезаря и Октавиана.
Бюрократия побеждает!
Однако диктатура Цезаря продолжалась недолго. Уже в 44 году до н. э., всего через несколько месяцев после сомнительного (для многих) усыновления, Юлий Цезарь был заколот прямо на заседании сената. Началась многолетняя война за власть, в которой приняли участие и юный Октавиан, и цезарианские полководцы (самым ярким из которых был Марк Антоний), и республиканские вожди. В конце концов в финал схватки вышли двое — Октавиан и Антоний.