Нюрнбергский процесс. Свидетельствует Иосиф Орбели
Приводим сокращённую стенограмму допроса директора Государственного Эрмитажа Иосифа Орбели на Нюрнбергском процессе. Допрос 22 февраля 1946 года проводил Марк Рагинский, помощник главного обвинителя от СССР на этом процессе
Рагинский: Находились ли вы в Ленинграде в период немецкой блокады?
Орбели: Находился.
Р.: Известно ли вам о разрушениях памятников культуры и искусства в Ленинграде?
О.: Известно.
Р.: Не можете ли вы изложить суду известные вам факты?
О.: Помимо общих наблюдений, которые я мог сделать после прекращения военных действий вокруг Ленинграда, я ближайшим образом наблюдал меры, предпринимаемые врагом по отношению к музею «Эрмитаж», к зданиям Эрмитажа и Зимнего дворца, в залах которого расположены выставки Эрмитажа.
На протяжении долгих месяцев шла систематическая их бомбёжка и артиллерийский обстрел. В Эрмитаж попали две авиабомбы и около 30 артиллерийских снарядов, причём снаряды эти причинили значительные повреждения зданию, а авиабомбы привели к разрушению системы канализации и водопроводной сети Эрмитажа…
Одним из снарядов был разбит портик основного здания Эрмитажа, выходящего на Миллионную улицу, и повреждена скульптура «Атланты». Другой снаряд пробил потолок одного из самых парадных залов Зимнего дворца и причинил в этом зале большие повреждения. Два снаряда попали в бывший гараж Зимнего дворца, где расположены придворные парадные кареты XVII и XVIII веков, причём одним из этих снарядов были разбиты в щепки четыре кареты XVIII века художественной работы и одна парадная золочёная карета XIX века. Ещё одним из снарядов был пробит потолок нумизматического зала, колонного зала — основного здания Эрмитажа — и разрушен балкон этого зала.