Невоплощённый Петербург
Одна из главных архитектурных доминант, самое красивое место в городе — стрелка Васильевского острова — далеко не сразу обрела так хорошо знакомый всем облик.

На протяжении трёх столетий стрелка и прилегающие к ней острова меняли свой облик. Какие-то здания сохранились и хорошо известны, что-то исчезло насовсем, а некоторые амбициозные проекты так и не были воплощены в жизнь. Представить Петербург XVIII века нам помогает видовая и архитектурная графика из фондов Эрмитажа.
В начале XVIII века весь Васильевский остров принадлежал князю Меншикову, генерал-губернатору Петербурга. Однако уже в 1714 году Пётр отобрал свой подарок, раздав участки под застройку своим приближённым. На стрелке появляются дворцы аристократии вдоль берега Большой Невы и деловых людей вдоль берега Малой Невы со стороны торгового порта. Согласно первоначальному плану города, составленному Доменико Трезини, Васильевский остров должен был застраиваться кварталами, пересеченными каналами. Были определены размеры участков, обозначены площади и церкви, а также разработаны проекты типовых домов.

Трезини застраивал набережную Большой Невы в сплошную линию, однако дома вдоль береговой линии располагал уступами. Пример трезиниевской застройки до сих пор сохраняется на набережной Лейтенанта Шмидта. Фантастический проект идеального города Жан-Батиста Леблона, окружившего город крепостными стенами, с центром на стрелке Васильевского острова, невозможно было осуществить.
Когда Пётр I решил перенести административный центр города на Васильевский остров, на стрелке начал формироваться архитектурный ансамбль. Здание коллегий (министерств) было развёрнуто фасадом к главной площади города и должно было разделяться каналом (в створе нынешнего Большого проспекта). Канал завершался бассейном овальной формы, а за ним образовывалась главная площадь города, на ней предполагалось построить грандиозный собор.